Компоненты автоматики, требующие установки
Для того чтобы установить климат-контроль вместо кондиционера необходимо:
- установить датчик температуры окружающего воздуха за бортом;
- один или несколько датчиков температуры воздуха в авто (который может включать в себя инфракрасный датчик, измеряющий фактическую температуру тела), большое количество датчиков позволяет производить более точную настройку;
- датчик «солнечной нагрузки», чтобы компенсировать солнечный свет, попадающий в автомобиль через стекло;
- электронный модуль управления;
- вакуумные или электронные элементы регулирования воздушных заслонок.
Затем всё это нужно соединить в единую цепь и «привязать» все механизмы и датчики к блоку управления. Далее нужно произвести калибровку и настройку всех датчиков, и проверить работу на включённом устройстве.
Управление заслонками
Большинство новых автоматических систем используют электродвигатели (моторедукторы) для регулирования заслонок. Они бывают пяти-, трёх- и двухконтактные, работают они по-разному, должны быть заменены на пятиконтактные двигатели, имеющие цепь обратной связи, чтобы информировать модуль об их положении.
Возможно, сделать «трехзонный» климат-контроль. Эта система будет иметь отдельные элементы регулирования для водителя, переднего и задних пассажиров. Для этого нужно установить дополнительный блок управления в задней части авто и переделать имеющиеся воздуховоды (чтоб обеспечить подачу воздуха на задний ряд).
Имеются более сложные кондиционеры, которые регулируют степень охлаждения путем изменения мощности компрессора от 2 до 100 процентов в зависимости от нагрузки на систему охлаждения. Если в блоке управления есть разъём для подключения «датчика смога» (для закрытия наружного воздухозаборника, при обнаружении углеводородов или других неприятных запахов), можно установить и его. Даже вентилятор охлаждения двигателя также частично контролируется блоком управления.
Для таких модернизаций лучше использовать оригинальные запасные части с машин вашей модели, но с более дорогой комплектацией
Здесь важно найти идентичную модель, с таким же годом выпуска и с одинаковым кузовом. Т. к
в разные годы или в других вариантах кузова, того же года, могут отличаться как по электрической части, так и по механической. И если не подойти к выбору «донора» ответственно, то придётся много чего переделывать, а это дополнительные затраты. Если брать за основу установку с другого автомобиля, то можно столкнуться с большим количеством проблем, начиная от некорректной работы отопителя, заканчивая выходом из строя всего электрооборудования.
Для такой работы нужно подобрать специалистов, которые не только разбираются в механической части, но и могут настроить и запрограммировать электронную часть
Для корректной работы важно слаженное взаимодействие всех компонентов. И перед тем как внедрить данную систему в свой автомобиль, может стоить посчитать все затраты
Возможно, целесообразнее будет приобрести авто с установленным климатом, уже с завода. Т. к. стоимость работы и деталей для установки, могут увеличиться в процессе проведения работ. Также немаловажным будет отсутствие транспортного средства на период установки климата, т. к. данный процесс (помимо установки и настройки) связан со съёмом торпеды и переделкой электропроводки.
Резюмируя всё вышесказанное, стоит несколько раз всё посчитать и подумать, чтобы сделанный ремонт не вышел дороже нового автомобиля.
Поиск неисправностей кондиционера
- Первым делом, как правило, проверяется предохранитель муфты в слоте F24, а также реле К12. Предохранитель должен быть целым, а его посадочное место не должно иметь следов окисления и прочих отклонений от нормы. Само реле достаточно пошевелить, если проблема в нем, то во время шевеления кондиционер может начать работать. Однако не стоит полагать, что проблема решена, в будущем такое наполовину рабочее реле может снова подвести в самый неподходящий момент.
- Случается, что полностью исправный кондиционер «записывают» в неисправные. Например, когда температура окружающей среды менее +3°C не стоит ждать от кондиционера прохлады, после достижения минимально допустимого температурного порога кондиционер перестает охлаждать.
- Проверьте давление в системе, если оно по каким-то причинам упало ниже отметки в 2 бар, кондиционер может работать, однако воздух будет теплым или как минимум недостаточно прохладным.
- Заклинила муфта. Иногда причина неисправности кроется в вышедшей из строя муфте, если она перегорит кондиционер не запустится. Если же клинит сам компрессор, то муфта будет свободно вращаться, однако при этом будут слышны характерные щелчки.
- Если «кондишн» работает, но дует теплым, то причина может заключаться в низком уровне фреона, утечка которого могла произойти через неплотности в соединениях или через отверстия, образовавшиеся в результате механических воздействий. В таком случае в систему заливают специальную жидкость, которая светится при попадании на нее УФ-лучей. Утечка обнаруживается, устраняется, после чего система заправляется фреоном.
Отклонения от режима AUTO
В большинстве случаев параметры, установленные в автоматическом режиме по умолчанию, являются оптимальными для водителя и всех находящихся в транспортном средстве пассажиров, независимо от времени года. Но в некоторых случаях может потребоваться корректировка стандартных значений режимов работы климатической системы, для чего и предназначены клавиши управления устройством. Внося подобные изменения, следует помнить, что они будут действовать и далее, то есть при каждом включении Климатроника он начинает работать в режиме AUTO с новыми пользовательскими установками.
Нажатие кнопок 11/12 позволяет регулировать скорость вращения вентилятора, то есть мощность потока воздуха, проникающего в салон. Визуально отследить текущую скорость работы вентилятора можно на дисплее с помощью пиктограммы 2.
Нажатие клавиши 1 позволяет добиться следующих результатов:
- отключить режимы рециркуляции и ECON;
- поддерживать в сухом состоянии лобовое и все четыре боковых стекла, препятствуя их запотеванию;
- увеличить эффективность избавления переднего стекла от наледи и запотевания (если, к примеру, в автомобиль сели новые пассажиры с мокрой или влажной одеждой).
Кнопка 10 отвечает за включение режима рециркуляции, который будет отображаться на дисплее загоранием пиктограммы 5. Для отключения режима рециркуляции достаточно нажать кнопку 1. Данный режим будет полезным, если движение автомобиля происходит по пыльной грунтовой дороге, или если на определённом участке движения снаружи имеются неприятные запахи (задымлённость, запах гари). Кроме того, использование режима рециркуляции поможет быстрее и эффективнее остудить (нагреть) воздух, поскольку в данном режиме он циркулирует по замкнутому контуру, быстрее нагреваясь или остужаясь.
Применение режима рециркуляции накладывает определённые ограничения на водителя и пассажиров – в частности, курить в этом случае крайне не рекомендуется, поскольку табачный запах осядет в испарителе Климатроника, и на протяжении достаточно длительного времени будет проникать в салон. Избавиться от него будет крайне сложно – во многих случаях бывает проще установить новый испаритель. Кнопки 13/14 позволяют изменять направление обдува. Допускается использование кнопок 1/13/14 одновременно и в разных комбинациях.
Кнопка 17 ответственна за отключение кондиционера. При работе в данном режиме климат–контроль осуществляет только подогрев воздуха, без его охлаждения. Это позволяет быстрее достигнуть заданного температурного показателя и по возможности поддерживать его без задействования кондиционера, то есть, экономя топливо. Кнопка 1 отключает режим ECON. Отметим, что при работе в экономном режиме температура внутри транспортного средства будет равной или выше забортной температуры.
Изменять температуру внутри салона можно с помощью кнопок 15/16. Имеется возможность включения одновременно режимов рециркуляции и экономного – для этого сначала нужно нажать кнопку 10, а затем нажатием клавиши 17 включить режим ECON. Принудительно выключить климат-контроль можно клавишей 11, которую нужно нажать и удерживать до тех пор, пока на дисплее в правом углу (там, где горит FUTO), не появится слово OFF. Производитель рекомендует выключать Климатроник в исключительных случаях (если, к примеру, обнаружены сбои в работе системы).
Отметим, что управление климат-контролем автомобиля Фольксваген Поло (как и других моделей с Климатроником) имеет следующую особенность: любые изменения режима работы климатической системы можно отменить, нажав кнопку 9. Но если вы что-либо поменяли, а затем выключили зажигание, вернуться к прежним параметрам уже не удастся – их придётся устанавливать вручную, а чтобы они запомнились – не менять их до остановки автомобиля и выключения зажигания. Многие автовладельцы на первых порах забывают об этой особенности.
Как пользоваться
Рекомендации по выбору режима работы кондиционера:
- В тёплое время года рекомендуется направлять воздух в регулируемые центральные и боковые сопла на панели приборов для лучшей вентиляции салона. Установите среднюю или максимальную скорость воздушного потока для эффективного удаления избытков тепла из салона. Установите минимальную температуру поступающего воздуха, при необходимости отрегулируйте температуру.
- Для устранения запотевания стёкол, например в сырую погоду, необходимо направлять тёплый воздух на стёкла автомобиля. Нажмите кнопку или . Установите среднюю или максимальную скорость воздушного потока для эффективного обдува стёкол автомобиля. Установите максимальную температуру подаваемого воздуха, при необходимости отрегулируйте температуру воздуха. Подаваемый на стёкла воздух должен быть теплее наружного воздуха.
Рекомендации по выбору режима работы климат-контроля:
- Для автоматического поддержания теплового комфорта в салоне необходимо включить режим «AUTO». С помощью рукоятки установите комфортную температуру воздуха в салоне.
- На информационном табло отображается заданное значение комфортной температуры воздуха в салоне. Данное значение является условным и оно не всегда будет равно температуре воздуха в салоне. Система управления автоматически регулирует температуру, скорость потоков и распределение воздуха в салоне в зависимости не только от заданного комфортного значения, но и в зависимости от температуры наружного воздуха, интенсивности солнечного излучения, режима движения и других факторов.
- при нажатии любой из кнопок распределения потока воздуха (стекло, лицо, ноги) происходит распределение воздушного потока в соответствии с выбранными направлениями. При этом контрольный сигнализатор на кнопке «AUTO» гаснет, но автоматический режим сохраняется, о чем свидетельствует отсутствие символа вентилятора и его шкалы скорости на информационном;
- При включении автоматического климат-контроля рекомендуется сначала установить на информационном табло значение 22 градуса комфортной температуры (номинальное значение, одобряемое большинством пользователей) независимо от окружающих условий или состояния автомобиля (движение, стоянка). Система работает таким образом, чтобы максимально быстро достичь заданного уровня теплового комфорта и в дальнейшем поддерживать его на постоянном уровне.
- Если при включенном автоматическом режиме, находясь в автомобиле в течение длительного времени (при работающем двигателе, в движении или на стоянке), Вы чувствуете избыточное тепло или холод, измените установленное значение комфортной температуры соответственно в большую или меньшую сторону. Используйте небольшую коррекцию (±1 градус) для того, чтобы найти наиболее комфортное для Вас значение. Не рекомендуется изменять значение установленной комфортной температуры слишком часто, т.к. системе требуется определённое время, чтобы достичь заданного уровня теплового комфорта.
- Если в режиме «AUTO» установить на информационном табло значение минимальной (LO) или максимальной (HI) температуры, регулирование температуры воздуха в салоне прекратится, и будет подаваться воздух с минимальной или максимальной возможной температурой. Чтобы вернуться в режим автоматического поддержания теплового комфорта, установите на информационном табло цифровое значение температуры.
- Режим минимальной (LO) или максимальной (HI) температуры не приведет к более быстрому охлаждению или прогреву салона после стоянки автомобиля. Всегда используйте номинальное значение комфортной температуры 22 градуса для максимально быстрого достижения комфорта в салоне, в том числе после стоянки автомобиля.
Режим «Defrost MAX» (на Vesta, XRAY) — принудительно включается кондиционер (если позволяют условия), электрообогрев лобового и заднего стекла и боковых зеркал заднего вида. Весь поток воздуха направляется в сопла обдува ветрового и передних боковых стёкол, устанавливается максимальная скорость и температура воздуха.
Устройство климат-контроля
Итак, у нас есть климат-контроль. Чем отличается от кондиционера он? Хотя бы тем, что климатическая система состоит из нескольких блоков. Это элемент управления, который контролирует при помощи датчиков влажность и температуру. Существуют даже некоторые модели климатического оборудования, где учитываются и другие параметры. Это солнечная радиация, температура за бортом, но зачастую это не нужно. Кроме блока управления, других серьезных отличий нет. Но именно благодаря электронному блоку езда и становится комфортной. Многие любят климат-контроль. Чем отличается от кондиционера? Да тем, что нет необходимости отвлекаться от управления на регулировку печек и кондиционеров.
Также кроме того, что при помощи электроники климатическая система автоматически регулирует температуру и влажность, она еще может самостоятельно двигать заслонки воздуховодов и выбирать такие направления, чтобы водитель или пассажиры не простудились. Кондиционеры такой функцией не оснащены. Вот в чем отличия кондиционера от климат-контроля. Что лучше? Однозначно второй вариант. С ним не получится простудиться и заболеть.
Блок управления
Блок управления электронный, благодаря чему получаемая от датчиков информация мгновенно обрабатывается с помощью специальной программы в автоматическом режиме, создает и передает команды на исполнительные устройства.
Датчики
К датчикам относятся:
- Фотодиоды – определяют уровень внешней освещенности;
- Входной температурный датчик (наружный) – определяют показатели внешней температуры воздуха, крепится за передним бампером авто;
- Выходные температурные датчики – определяют температуру внутри салона;
- Датчики, определяющие температуру испарителя;
- Датчики давления в системе кондиционирования;
- Потенциометры заслонок;
- Датчик солнца;
- Датчик положения солнца.
Принцип работы всех указанных датчиков основан на преобразовании снятых физических параметров в электрические сигналы, которые поступают в электронный блок управления.
Наружный датчик
Как уже отмечалось, он крепится за передним бамперов машины. Благодаря ему блок управления определяет на сколько существует разница в температурах внешней и в салоне. Соответственно, поступают нужные команды, чтобы либо нагреть воздух в салоне, либо охладить его.
Датчик солнца
Устанавливается он в недорогих климат контролях на лобовое стекло. Благодаря ему определяется степень яркости солнца и повышает интенсивность своей работы или уменьшает.
Датчик положения солнца
Устанавливается в более дорогих климат контролях. Благодаря датчику определяется с кокой стороны машины солнце и, соответственно, на эту сторону салона будет воздействовать более эффективно.
Данный датчик устанавливается от 2 – х зонных и более систем.
Конструктивно, количество выходных датчиков, на конкретной модели авто может быть разным, все зависит от типа климат контроля (смотрите выше).
Для однозонной системы свойственен один датчик, для двухзонной два (слева у водителя и справа у пассажира). Для трехзонной — датчики устанавливаются у водителя, пассажира справа и сзади. Для четырехзонной, соответственно, четыре внутренних датчика.
Потенциометры заслонок регулируют угол наклона воздушных заслонок в автоматическом режиме, перераспределяя воздух по салону машины (про заслонки читайте ниже).
Исполнительные устройства
К исполнительным устройствам относятся механические или электрические приводы и электродвигатель вентилятора.
Управление исполнительными устройствами осуществляется через блок управления, от которого поступают соответствующие сигналы.
Что такое кнопки Econ и Sync?
В некоторых автомобилях системы климат-контроля содержат кнопки Econ и Sync. Среди автомобилистов достаточно много мифов об их предназначении. Особенности работы режимов:
- Econ — экономный режим, который принудительно регулирует или отключает работу компрессора при активации кнопки. В некоторых автомобилях кондиционер продолжает работать, но обороты двигателя не увеличиваются, что позволяет экономить топливо.
- Sync — специальная опция для синхронизации температурных режимов в различных зонах салона. Используется исключительно в системах климат-контроля, которые состоят из двух и более зон.
Управление климат-контролем
Различия установок Лада Веста
Создание комфортной температуры внутри Весты осуществляется за счет работы отопительно-вентиляционного комплекса, а процесс регулировки производится на соответствующем блоке управления, размещенном на центральной консоли. Относительно управления системой у версий Классик и Комфорт, то оно идентичное, с той лишь разницей, что в более «продвинутой» модификации в поворотных дисках размещены переключатели, укомплектованные световыми индикаторами.
Простейший блок управления в версии Классик на Лада Веста. располагает только основными функциями.
Первая клавиша, находящаяся в дисковом регуляторе температуры Весты, отвечает за активацию кондиционера, тогда как вторая, расположенная в регуляторе интенсивности обдува, позволяет выбрать один из 2-х режимов работы – «рециркуляция» либо приточный воздух.
В комплектации Комфорт появляется клавиша включения кондиционера и кнопка активации режима рециркуляции.
Оснащение Весты климат-контролем в версии Люкс визуально отражается на появлении новой клавиши в блоке управления – кнопки AUTO, которая дает возможность переключаться с ручного на автоматический режим. Во время активации режима AUTO, на клавише оранжевым цветом загорается световой индикатор. В данном режиме работы электроника, при установке распределения воздушных потоков через дефлекторы, а также интенсивности обдува, ориентируется на несколько факторов:
— температура антифриза;
— температура наружного воздуха;
— температура в салоне Весты.
Как установить климат-контроль вместо кондиционера на Lada Vesta
В настоящее время опция «климат-контроль» есть только в комплектациях «Luxe» и «Exclusive». Более простые версии Lada Vesta (Comfort и Classic Start) комплектуются кондиционером. А вы знали, что кондиционер можно заменить на климат-контроль своими руками? Разбираемся, как это сделать и что для этого нужно. Подобную доработку сделал roshamboN7rus. Основные отличия между опциями «кондиционер» и «климат-контроль»: На автомобиле с климат-контролем кондиционер включается через CAN-шину (с опцией «кондиционер» — через отдельный провод, идущий в ЭБУ); На автомобиле с климат-контролем обогревы стекол и зеркал включаются через CAN-шину; На автомобиле с климат-контролем присутствуют два дополнительных термодатчика: температура салона и температура испарителя; На автомобиле с климат-контролем управление температурой и заслонками сервоприводов управляет отдельный контроллер. Потребуется: Датчик температуры салона (артикул 277200005R); Датчик температуры воздуха (испарителя), Valeo N100468L (277230128R вероятный каталожный номер); Панель управления климатом (8450007074); Контроллер автоматического управления климатом (8450008027). Возможно потребуется его прошивка (адаптация). В данном случае контроллер покупался с разборки, поэтому адаптация не потребовалась; Разъемы, 2 шт по 40 пинов (AMP 1379671), 1 шт. на 12 пинов (1898005460AS), фирмы TE Connectivity; Сами пины. Примерная стоимость доработки 10 000 рублей Установка Порядок действий: 1. Вывести датчик температуры салона в накладку за зеркало (пока временно размещен под обшивкой потолка). 2. Установить датчик температуры испарителя вместо заглушки (на фото помечена желтой и белой краской). Отверстие делаем при помощи дрели и надфиля. 3. Установить контроллер автоматического управления климатом на том же кронштейне, что и блок ЭРА-ГЛОНАСС. 4. Установить новую панель управления климатом (вместо старой). Выполнить подключение по схеме, которая представлена ниже. Подключение Схемы комплектаций с кондиционером и климат-контролем. Разъяснения к правой схеме (климат-контроль): A8 — панель управления климатом; А7 — контроллер; А9 — отопитель. Датчик температуры испарителя на схеме обозначен пинами 23 (EVS1) и 26 (EVS2), питание для него можно взять с пина А4 (левая схема кондиционера). Массу делаем одним контуром и берем с каркаса торпеды. CAN-шину взять с дополнительного блока кузовной электроники. CAN-High — желтый с красной полоской, CAN-Low — серый провод. В жгуте они переплетены вместе. Назначение разъемов: черный разъем — это связь с панелью климата, сюда же приходит температура салона, CAN-шина, питание и масса; серый разъем — это сервоприводы, температура испарителя и резистор моторчика печки. Обвязка у сервоприводов одинаковая, единственное с кондиционером ответная фишка не подходит для контроллера. Ранее мы рассказывали, как еще можно дооснастить более простые комплектации Lada Vesta, например: активировать динамические линии камеры заднего вида; установить противотуманные фары; установить подлокотник от Lada Vesta SW; установить запираемый лючок бензобака; и другое..
Дополнительные опции
Помимо стандартного набора клавиш, в версии Люкс имеются и некоторые иные возможности. Есть клавиша переключения режимов работы обогрева ног, а также промежуточных – «вентиляция — в ноги», а также «на стекло — в ноги». Наличествует у Весты и переключатель обдува лобового стекла и боковых стекол, а также промежуточного режима – «на стекло — в ноги». Он также укомплектован световым индикатором. Также Веста оснащена переключателем с основного режима «вентиляция», на дополнительный – «вентиляция — в ноги».
Климат-контроль в топовой версии лада Веста обладает рядом дополнительных опций, которые активируются соответствующими клавишами.
А еще модель может похвастать возможностью интенсивного обогрева лобового стекла, посредством включения функции max defrost, клавиша которого также подсвечивается. Если выбирается данный режим, то загорается индикатор оранжевого цвета, а весь поток воздуха направляется исключительно на стекло.
Эргономика Весты хорошо продумана. Блок управления климат-контролем не перекрывается селектором КПП.
Ежели пассажиры выбирают конкретный режим работы – вентиляционный, обогрев ног либо стекла – на соответствующей клавише загорается индикатор. Тогда как активация промежуточного режима обусловлена подсвечиванием 2-х клавиш, что зависит от сочетания. На небольшом информационном табло слева высвечивается информация относительно указанной температуры, а справа – по интенсивности обдува.
12 июль 2016 44 151
Обе новинки АВТОВАЗА (Лада Веста и XRAY) могут комплектоваться кондиционером, а в более дорогой комплектации – климат-контролем. Лето 2016 года для этих опций стало первым испытанием. В отличие от других моделей Лада тут в салоне установлен другой блок управления отопителем и кондиционером и иные воздуховоды.
С наступлением первых жарких дней в сети начали появляться первые отзывы владельцев седана Лада Веста и кроссовера Lada XRAY. И вот, чем они были не довольны:
- Центральные сопла (воздуховоды) имеют небольшой диапазон регулировок.
- Непонятен алгоритм работы климат-контроля XRAY (в ногах жарко, а голова мерзнет), приходится переходить в ручной режим управления.
- Шаг регулировки климат-контролем не 0,5 градуса, а 1 градус. Из-за чего не удается выставить комфортную температуру, например, 22,5 градуса.
- Климатическая система не достаточно эффективная. В жару воздух идет прохладный, но хочется, чтобы он был ледяной.
- При включении кондиционера слышен шелест и гул.
Видео отзыв о работе кондиционера Весты:
Температура в тени +32. Черная Веста на солнце. Тепловизор показал разницу почти в 22°С (автор фото):
Но основная масса автовладельцев остаются полностью довольны работой кондиционера или климат-контроля. Чтобы получить более точную оценку климатических систем Весты и XRAY мы сделали опросы. Также вы можете оставлять свои отзывы к статье в виде комментариев.
Напомним, устройство кондиционера на всех моделях Лада аналогичное. Если стали замечать, что поток воздуха идущий из воздуховодов стал слабей, чем раньше, проверьте состояние салонного фильтра. Чтобы продлить его срок службы можно установить дополнительную сетку на воздухозаборник. Кстати, вот так можно проверить эффективность работы кондиционера.
Ключевые слова: кондиционер лада веста | кондиционер lada xray | воздуховоды лада веста | воздуховоды lada xray
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..
Как пользоваться климат контролем в автомобиле зимой
- Не следует изменять подачу воздуха до завершения прогрева салона, так как это может вызвать концентрацию конденсата или льда на поверхности заслонок.
- Следует регулярно запускать компрессор кондиционера для проведения профилактических работ резиновых уплотнений.
- Запрещается включать климат контроль с не корректными настройками по отношению к влажности воздуха. Ведь в воздухе присутствует влага, которая при неправильной работе системы будет накапливаться на испарителе и может вызвать появление неприятного запаха в салоне.
- Раз в неделю рекомендуется использовать только кондиционер, чтобы вывести влагу из корпуса испарителя.