Работа и устройство климат контроля
Работа автомобильного кондиционера основана на кондиционировании, которое происходит с помощью кондиционера, благодаря которому поддерживается заданная температура воздуха внутри автомобиля. Также не стоит забывать о радиаторе отопителя, который также играет немаловажную роль во всем этом процессе.
Работа оборудования основана на работе устройств вентиляции, отопления и кондиционирования. Все это управляется единой системой управления.
Не следует забывать, что каждое из вышеперечисленных устройств также состоит из нескольких элементов.
Например, в систему кондиционирования автомобиля входят: компрессор, ресивер, испаритель, конденсатор.
Если вышли из строя приборы кондиционера, пригодится статья о неисправностях автомобильного кондиционера, способах их устранения.
Система отопления включает радиатор отопления, а система вентиляции — вентилятор приточного воздуха.
Система кондиционирования автомобиля может быть простой или сложной.
Функционал сложных систем не исчерпывается обычным воздушным охлаждением, хотя многие кондиционеры предусматривают изменение уровня температуры воздуха как для пассажиров, так и для водителя индивидуально.
В некоторых дорогих иномарках благодаря климат-контролю даже появилась возможность изменять степень освещения салона солнечным светом, что очень удобно при путешествии под летним солнцем.
Появление такой функциональности в современных автомобилях произвело фурор среди покупателей автомобилей, ведь в салоне появилась возможность создать собственный микроклимат, который будет поддерживаться автоматически на протяжении всего путешествия.
Не работает кондиционер, поищем причины
Основные принципы работы современной системы климат-контроля
В контексте разговора об автоматической настройке климата в машине стоит выделить дешевые и дорогие варианты климат-контроля. Дешевая конструкция состоит из одного датчика, который обычно располагается на крыше. Это не самый эффективный способ измерить температуру в салоне, да и сопоставление внутренней и внешней температуры будет полезным делом. Пока температура в верхней части салона наберет настроенное значение, в ногах пассажиров будет очень холодно (или жарко, если речь идет о зиме). Такие системы не слишком эффективны, они чаще всего применяются в китайских автомобилях. В дорогом климат-контроле работает целая группа датчиков:
- температура в салоне измеряется на двух уровнях — внизу и вверху, также возможны датчики на картах дверей;
- обязательно происходит сопоставление с температурой внешней среды, что позволяет оптимизировать работу системы;
- на панели стоит датчик прогревания солнечных лучей, который также оптимизирует работу автоматики;
- внутри кондиционера находятся датчики давления фреона, дающие информацию о безопасности работы установки;
- при агрессивных настройках температуры бортовой компьютер может самостоятельно оптимизировать работу установки;
- в некоторых авто также стоят датчики влажности воздуха, и этот параметр можно настроить;
- рекуперация воздуха включается во многих современных машинах автоматически при появлении посторонних примесей.
Это значит, что водителю достаточно указать только желаемую температуру, а кондиционер или отопитель с помощью автоматики сам включится в нужный режим работы. Для этого автоматика использует показания всех датчиков, анализирует и сопоставляет данные и отдает команды климатическим модулям. Подобные решения позволяют без труда наладить необходимые режимы в условиях работы кондиционера и отопителя. Также в некоторых авто происходит автоматическая вентиляция воздуха и увлажнение при необходимости. Впрочем, увлажнители включаются в зависимости от выставленной температуры.
Как работает кондиционер
Поскольку в последнее время наблюдается рост цен на топливо и экономический кризис, многие автолюбители выступают за отмену использования автомобильных кондиционеров. По общей экономии энергии существует множество рекомендаций, и использование встроенного заводского охлаждения – один из основных факторов низкой экономии топлива.
Противники кондиционеров рекомендуют использовать традиционную вентиляцию, представляющую собой входящий в окно воздух. Конечно, эта версия очень непрактична, особенно зимой, когда открытое окно может вызвать грипп и воспаление. Тем не менее чтобы выбрать наиболее подходящее для вас решение, сначала стоит рассмотреть самые распространённые преимущества и недостатки использования кондиционера в автомобиле.
Рекомендуем: Блокировка КПП от угона
Активное охлаждение салона с помощью кондиционера может увеличить общее потребление бензина на 10%! Исследования показали, что открытые на проветривание окна при движении со средней скоростью 70 км/ч (или ниже) обеспечат вашему авто максимальную эффективность с точки зрения расхода и комфорта.
В большинстве стандартных ситуаций (проезд по городу, выезд в торговый центр, встреча с друзьями или родственниками) проще всего всегда проветривать автомобиль естественным воздухом, если окружающая среда и температура не будут вызывать у вас дискомфорта или не повлияют на правильное функционирование транспортного средства. Таким образом, с весны до осени вы можете держать окна автомобиля открытыми, когда позволяет тепло, при этом сохраняя расход топлива на максимально низком уровне.
Начнём с хладагента (r134a) внутри системы. Этот хладагент был специально создан для автомобильной промышленности в конце 1980-х годов, и он несколько отличается от бытовых или промышленных хладагентов. Некоторые называют его «Фреон».
Часть газа удерживается под давлением внутри системы. Когда система не работает, хладагент остаётся газом под низким давлением. Оптимальным свойством газа является его способность выходить из горячего состояния, когда он сжимается, а при охлаждении в конденсаторе, расположенном перед радиатором, он превращается в жидкость под давлением, которая затем выпускается через расширительный клапан или диафрагму (небольшое отверстие). Жидкость под высоким давлением мгновенно превращается в пар низкого давления, который создаёт холод внутри испарителя, и в этом случае электродвигатель вентилятора пропускает воздух через него в систему вентиляции и во внутреннюю часть машины.
Сердечник испарителя выглядит как маленький радиатор, который расположен внутри автомобиля. Как только хладагент израсходовал холодный заряд, он собирается в шланг низкого давления и на компрессор, где снова обрабатывается. Хладагент передаётся от одного компонента к другому с помощью шлангов или труб. Шланг со стороны высокого давления соединяет компрессор с конденсатором, от конденсатора до расширительного клапана или трубки с отверстиями, которые расположены перед испарителем. Низкая сторона соединяет испаритель с компрессором. Расширительный клапан или диафрагма выполняют в основном ту же самую работу, система может иметь тот или иной вариант. Расширительный клапан может иметь различный размер в зависимости от температуры, тогда как диафрагма имеет фиксированный размер.
Автокондиционер
Когда пользоваться кондиционером полезно
Если вы превышаете скорость 70-80 километров в час, как это обычно бывает при длительных поездках в другой город, лучше держать окна закрытыми и использовать систему кондиционирования. Открытые окна увеличат расход топлива на целых 20%! Сильный поток воздуха замедляет автомобиль и делает его ещё более нестабильным, не говоря уже о неуклюжем управлении. Но быстро ездить с закрытыми окнами некомфортно, поэтому при движении на более высокой скорости рекомендуется использовать кондиционер.
Помимо кондиционирования воздуха, есть и другие решения, которые позволяют вентилировать автомобиль и поддерживать комфорт внутри него. Во-первых, главный вентилятор автомобиля, если он выведен в салон, может достаточно хорошо проветривать автомобиль и снизить его температуру. Также он может изменить запах в авто, а именно избавить от топливного или уличного «аромата». Лучше всего использовать этот параметр по максимуму, но при желании вы можете выбрать менее интенсивные настройки.
Ещё один очень простой способ – припарковать машину на стоянке или в прохладном месте в тени. В жаркий день вы выиграете с точки зрения комфорта, а расход топлива будет снижен.
Отклонения от режима AUTO
В большинстве случаев параметры, установленные в автоматическом режиме по умолчанию, являются оптимальными для водителя и всех находящихся в транспортном средстве пассажиров, независимо от времени года. Но в некоторых случаях может потребоваться корректировка стандартных значений режимов работы климатической системы, для чего и предназначены клавиши управления устройством. Внося подобные изменения, следует помнить, что они будут действовать и далее, то есть при каждом включении Климатроника он начинает работать в режиме AUTO с новыми пользовательскими установками.
Нажатие кнопок 11/12 позволяет регулировать скорость вращения вентилятора, то есть мощность потока воздуха, проникающего в салон. Визуально отследить текущую скорость работы вентилятора можно на дисплее с помощью пиктограммы 2.
Нажатие клавиши 1 позволяет добиться следующих результатов:
- отключить режимы рециркуляции и ECON;
- поддерживать в сухом состоянии лобовое и все четыре боковых стекла, препятствуя их запотеванию;
- увеличить эффективность избавления переднего стекла от наледи и запотевания (если, к примеру, в автомобиль сели новые пассажиры с мокрой или влажной одеждой).
Кнопка 10 отвечает за включение режима рециркуляции, который будет отображаться на дисплее загоранием пиктограммы 5. Для отключения режима рециркуляции достаточно нажать кнопку 1. Данный режим будет полезным, если движение автомобиля происходит по пыльной грунтовой дороге, или если на определённом участке движения снаружи имеются неприятные запахи (задымлённость, запах гари). Кроме того, использование режима рециркуляции поможет быстрее и эффективнее остудить (нагреть) воздух, поскольку в данном режиме он циркулирует по замкнутому контуру, быстрее нагреваясь или остужаясь.
Применение режима рециркуляции накладывает определённые ограничения на водителя и пассажиров – в частности, курить в этом случае крайне не рекомендуется, поскольку табачный запах осядет в испарителе Климатроника, и на протяжении достаточно длительного времени будет проникать в салон. Избавиться от него будет крайне сложно – во многих случаях бывает проще установить новый испаритель. Кнопки 13/14 позволяют изменять направление обдува. Допускается использование кнопок 1/13/14 одновременно и в разных комбинациях.
Кнопка 17 ответственна за отключение кондиционера. При работе в данном режиме климат–контроль осуществляет только подогрев воздуха, без его охлаждения. Это позволяет быстрее достигнуть заданного температурного показателя и по возможности поддерживать его без задействования кондиционера, то есть, экономя топливо. Кнопка 1 отключает режим ECON. Отметим, что при работе в экономном режиме температура внутри транспортного средства будет равной или выше забортной температуры.
Изменять температуру внутри салона можно с помощью кнопок 15/16. Имеется возможность включения одновременно режимов рециркуляции и экономного – для этого сначала нужно нажать кнопку 10, а затем нажатием клавиши 17 включить режим ECON. Принудительно выключить климат-контроль можно клавишей 11, которую нужно нажать и удерживать до тех пор, пока на дисплее в правом углу (там, где горит FUTO), не появится слово OFF. Производитель рекомендует выключать Климатроник в исключительных случаях (если, к примеру, обнаружены сбои в работе системы).
Отметим, что управление климат-контролем автомобиля Фольксваген Поло (как и других моделей с Климатроником) имеет следующую особенность: любые изменения режима работы климатической системы можно отменить, нажав кнопку 9. Но если вы что-либо поменяли, а затем выключили зажигание, вернуться к прежним параметрам уже не удастся – их придётся устанавливать вручную, а чтобы они запомнились – не менять их до остановки автомобиля и выключения зажигания. Многие автовладельцы на первых порах забывают об этой особенности.
Однозонный климатический контроль
Это отопление и кондиционирование, заключённое в один блок и управляемое одним модулем. Позволяет производить как ручную настройку, так и настройку в автоматическом режиме. При установке автоматического режима воздушный поток выдувается из дефлекторов и имеет такую температуру, которая позволяет поддерживать заданные значения. При изменении входных параметров блок управления вносит соответствующие изменения, влияющие на температуру потока, чтобы условия в салоне оставались неизменными. Доступен режим рециркуляции воздуха, позволяющий производить забор воздуха не с улицы, а с салона авто, что позволяет значительно быстрее охладить салон. При включённом автоматическом режиме показания в передней части салона и в задней будут разными, что непременно вызовет разногласия между водителем и пассажирами заднего ряда, поскольку для каждого человека понятие «комфортная температура» индивидуальное, сложно подобрать параметры, которые будут идеальными для всех, кто находится в салоне автомобиля. Поэтому в полной мере отгородить водителя от участия в регулировке не получится, что негативно скажется на безопасности дорожного движения.
Проверка работоспособности
Рассмотрим процесс проверки состояния КК на примере авто Тойота:
- В первую очередь активируется зажигание, для этого поверните ключ в нужное положение.
- Затем необходимо одновременно активировать отопитель с кондером.
- Далее, ключ в замке следует установить в положение АСС.
- Сделав это, приступаем к основному этапу. Вам нужно одновременно нажать на кнопки Авто, а также кнопку активации режима рециркуляции. После этого ключ следует вернуть в положение ON.
- Выполнив эти действия, на дисплее должны начать мигать диодные лампы, после чего на нем появятся комбинации ошибок, по которым автовладелец должен определить, что именно вышло из строя. Комбинации ошибок индивидуальны для всех авто, поэтому расшифровку следует искать в технической документации.
Загрузка …
Что делать, когда не работает климат-контроль?
При проявлении признаков неисправности рекомендуется провести тестирование устройства при помощи алгоритмов встроенной самодиагностики. Если владелец не знает, как провести процедуру или она не предусмотрена конструкцией, то эксплуатация климата запрещается. Требуется обратиться в сервис для проведения обслуживания и ремонта.
Самостоятельная диагностика системы
Ряд автомобилей оснащается встроенной самодиагностикой системы. Примером может служить климат автомобиля Kia Soul, который тестируется удержанием кнопки Off и частыми нажатиями на клавишу Mode. На экране включится двузначное число, указывающее на исправность системы или наличие ошибок.
Результат диагностики — ошибки не найдены
На других автомобилях используется свой алгоритм запуска самодиагностики климатической системы. Информацию об особенностях проведения процедуры можно найти в инструкциях по эксплуатации.
Возможна проверка климата сканером ошибок. Подобную процедуру проводят в специализированном сервисе, поскольку в личном владении сканирующие приборы почти не встречаются.
Ремонт климат-контроля своими руками
Владелец может самостоятельно ремонтировать климат-контроль, основываясь на результатах самодиагностики или проверки тестовым компьютером. Для замены узлов необходимо разбираться в конструкции автомобиля и иметь необходимые навыки и инструмент. Неквалифицированное вмешательство приведет к еще большим повреждениям и дорогостоящему ремонту.
Выполнение ремонта:
- При внезапной остановке компрессора рекомендуется проверить предохранитель, расположенный в подкапотном монтажном блоке. Плавкая вставка заменяется на деталь аналогичного номинала. Если происходит повторное сгорание, то следует искать неисправность в электрических цепях. Запрещается установка более мощных предохранителей или «жучков», поскольку это может привести к возгоранию.
- Окисление контактов проводки вентилятора или износ щеток двигателя. Вентилятор климатических установок снимается без особых сложностей. Контакты очищаются и промазываются специальной токопроводящей пастой. Щетки заменяются на новые, подходящие по размеру.
- Неисправности блока управления можно попробовать исправить пропаиванием дорожек на печатных платах, которые часто отслаиваются от перепадов температуры. Встречаются растрескивания мест припаивания регуляторов. Повреждения можно обнаружить при внимательном осмотре через увеличительное стекло.
- Немного сложнее ремонт двигателей приводов заслонок, которые расположены в глубине приборной панели. Для доступа к ним потребуется снятие ряда элементов — бардачка, боковых крышек и т. д. Снятый моторедуктор разбирается, поврежденные детали заменяются аналогичными. Если таких узлов найти не удалось — то редуктор меняется на новый.
Ремонт компрессора или вентилятора рекомендуется проводить в специализированных сервисах, которые заправят систему климат-контроля и полноценно протестируют работу всех узлов.
Профилактика неисправностей системы
Регулярное профилактическое обслуживание резко снижает риск поломки климатической установки:
- Нужно контролировать давление хладагента и при необходимости заправлять его до нормы. Рекомендуется проводить проверку в начале летнего сезона.
- При повреждении уплотнительных колец или радиатора используется специальная добавка в хладагент. Средство просачивается через неплотности и обнаруживается при освещении деталей ультрафиолетовой лампой.
- Заменять салонный фильтр минимум один раз в год. Желательно производить смену каждые полгода.
- Периодически промывать систему специальным дезинфицирующим веществом на основе хлоргексидина. Процедура избавит от неприятного запаха, возникающего при работе климат-контроля.
Советы по эксплуатации и уходу
Эксплуатация климат-контроля довольно проста. Не рекомендуется использовать его без корректно работающей системы охлаждения, так как в воздухе всегда есть влага, и без осушения воздуха она будет осаждаться на испарителе, что приведёт к так называемому «болотному» запаху в салоне автомобиля.
Помимо этого влага является рассадником всякого рода бактерий и микробов, что довольно сильно может повлиять на здоровье пассажиров и самого водителя. Рекомендуется периодически давать работать только кондиционеру (даже в зимний период), для того чтобы убрать влагу из испарителя.
Не стоит также открывать окна или люк при езде с климат-контролем. Показания датчиков при этом будут сбиваться и система не сможет нормально функционировать.
Подводя итог, можно сказать, что климат-контроль полностью отвечает за микроклимат в салоне автомобиля и заботится о здоровье водителя и его пассажиров. Автоматическая регулировка для поддержания комфортных температурных режимов внутри салона машины позволяет водителю не отвлекаться от дороги и дает возможность полностью сосредоточиться на процессе управления. Это всё делает вождение автомобиля безопасным и комфортным.
Основные элементы и узлы
Работа климат-контроля подчиняется ряду особенностей. Его правильная функция в автомобиле как летом, так и зимой обеспечивается благодаря присутствию определенных компонентов.
Ключевые узлы рассматриваемой в данном случае установки объединяют указанные ниже:
- Воздушный кондиционер. Благодаря этому механизму удается поддерживать на нормальном уровне температуру и влажность.
- Печь. С помощью данного механизма можно осуществлять забор охлаждающей жидкости мотора, которая перед этим пргрелась до определенного уровня.
- Комплекс заборников вместе с системой воздуховодов. Они отвечают за правильное рассредоточение воздуха и направляют эти потоки в ту или иную область салона.
- Вентилятор. Способствует смешению воздушных потоков внутри салона.
- Термодатчики. Используются для замера температуры воздуха в тех или иных областях салона.
- Электроклапаны печи. Приостанавливают действие теплообменника, когда в обогреве нет необходимости.
- Шторки воздухозаборников. Чтобы запустить их в работу, используют электрические сервоприводы.
- Датчик уровня влаги. Он присутствует в обновленных моделях, в старых не использовался.
- Программер-контроллер. Собирает данные со всех имеющихся датчиков и проводит их анализ, направляет те или иные команды исполнительным приборам и агрегатам.
Датчик положения солнца
Устанавливается в более дорогих климат контролях. Благодаря датчику определяется с кокой стороны машины солнце и, соответственно, на эту сторону салона будет воздействовать более эффективно.
Данный датчик устанавливается от 2 – х зонных и более систем.
Конструктивно, количество выходных датчиков, на конкретной модели авто может быть разным, все зависит от типа климат контроля (смотрите выше).
Для однозонной системы свойственен один датчик, для двухзонной два (слева у водителя и справа у пассажира). Для трехзонной — датчики устанавливаются у водителя, пассажира справа и сзади. Для четырехзонной, соответственно, четыре внутренних датчика.
Потенциометры заслонок регулируют угол наклона воздушных заслонок в автоматическом режиме, перераспределяя воздух по салону машины (про заслонки читайте ниже).
Немного о замене фильтра
Прежде чем запускать климатическую установку, следует внимательно изучить инструкцию, прилагаемую к автомобилю. Обычно производитель подробно описывает процесс замены салонного фильтра. Эта деталь играет важную роль в корректной работе конструкции. Если он загрязнён, забился пылью, климат-контроль не сможет нормально функционировать — на стёклах начнёт оседать конденсат, салон будет плохо и долго прогреваться. Потому необходимо регулярно менять старый фильтр на новый. Производители советуют воспользоваться одним из трёх вариантов:
- Бумажный. Это самый недорогой и простой способ очистить воздух.
- Угольный. Стоит дороже, но и справляется с возложенной задачей лучше, чем изделие из бумаги.
- Антибактериальный. Не только чистит воздух, но и препятствует образованию и размножению болезнетворных микроорганизмов.
Использовать климатическую установку в холодное время года не только можно, но и нужно. Салон нагревается до нужной температуры в кратчайшие сроки, стёкла оттаивают, уровень влажности снижается. Всё это делает вождение более безопасным.
Виды климат контроля и их особенности
Классификация климатических систем достаточно большая и осуществляется по нескольким группам признаков:
- По количеству контролируемых зона (каждое сиденье, только спереди, спереди и сзади).
- По мощности, которая определяется габаритами салона автомобиля.
- По удобству управления и количеству органов, с которыми пользователь может взаимодействовать.
- По количеству дополнительных опций.
Однозонный климат-контроль обеспечивает поддержание оптимального микроклимата путем направления воздушного потока на ноги, голову, голову и ноги, ветровое стекло и ноги или отдельно ветровое стекло.
Как работает климат контроль в автомобиле зимой
Современный климат-контроль максимально упрощен. Во власти водителя есть только несколько регуляторов и возможность корректировать некоторые параметры для достижения заданной температуры. Но если капнуть вглубь системы и уточнить принцип работы детально, то это сложный комплекс, который состоит из множества подсистем.
Современные климатические установки способны контролировать температуру и влажность в 4-х зонах одновременно, создавая тем самым, оптимальные условия для всех пассажиров и водителя.
Система работает следующим образом:
- Водитель устанавливает нужную температуру при помощи рукоятки на панели.
- Процессор считывает данные с датчика температуры в салоне и с тех, которые установлены в дверных картах. Также контролируется интенсивность солнечных лучей расположенным на приборной панели датчиком УФ.
- Процессор также собирает информацию о состоянии системы, вентилятора и отопителя, если имеется автономный нагреватель. Если в любом из блоков будет обнаружена проблема, то будет сигнализирована авария.
Если все в порядке, блок управления формирует команды на исполнительные устройства: вентиляторы, отопитель, кондиционер и прочие элементы.
Как работает двухзонный климат контроль в автомобиле
Отличия между кондиционером и климат-контролем заключаются в многозонности. Салон разделяется на своего-рода секции, в каждой из который поддерживается заданная температура индивидуально. Таким образом, в области возле водителя можно установить температуру 23 градуса, а на задних сиденьях для детей можно поднять до 25.
Трехзонная система позволяет управлять температурой и у пассажира. Одновременно можно отдельно включить обдув стекол, обогрев руля и сидений. В каждом из обогреваемых элементов имеется собственный датчик температуры. В двухзонной системе имеются отдельные органы управления зонами для водителя и пассажира. Без создания сквозняков со стороны водителя можно поднять температуру до 23 градусов, а со стороны пассажира опустить до 18 градусов.
Как работает система однозонного климат контроля автомобиля
Под понятием однозонный климат-контроль подразумевается возможность управления микроклиматом в одной части салона. Это может быть перед или только водительское место в зависимости от модификации оборудования. Самой сложной и дорогой в обслуживании является 4-зонный климат, потому что в нем имеются дополнительные воздуховоды и компоненты управления потоком воздуха. Они могут быть расположены в стойках или задней части консоли.
Типы КК
В первую очередь системы климат-контроля отличаются по зональности. Различают КК с количеством зон от 1 до 4.
Подача воздуха в многозонной системе климат-контроля.
Самый простой тип КК – однозонный. Он контролирует температуру воздуха в передней части салона – на местах водителя и переднего пассажира. Заднее сидение остается вне контроля.
Двухзонный – это улучшенный вариант однозонного. Он также контролирует только переднюю части салона, но делит пространство на 2 части – водительское и переднего пассажира, которые могут установить для себя разные показатели температуры.
КК с тремя и четырьмя зонами более комфортны для пассажиров, так как включают в систему заднее сидение. В первом случае в отдельную зону выделяют все заднее сидение, в последнем – делят его также на 2 части.
Климат-контроль совершеннее простого автокондиционера и имеет от него ряд отличий. Функции кондиционера – охлаждение и осушение воздуха.
Обратной связи он не имеет, поэтому водитель сам регулирует подаваемый воздух, устанавливая его холоднее или теплее. У КК обратная связь есть.
При этом подача воздуха разделяется на разные потоки, позволяя по-разному строить схему обогрева.
У многозонный систем климат-контроля значительно больше режимов работы, чем у однозонных.