Использование специальных ЗУ для гелевых аккумуляторов
Специальные устройства во многом отличаются от обычных, а принцип действия представлен следующими этапами зарядки:
- Включите аккумулятор и проверьте силу тока для определения подходящего режима работы.
- Начните подзаряжать агрегат.
- Отключите заряд через определенный временной промежуток, чтобы зарядник не нагрелся.
- Остудите батарею, и вновь включите заряд, но уже на иной силе тока.
- Не забывайте проверять силу тока в периоды, когда агрегат остывает. Если не менять силу тока, зарядка отключается автоматом.
- Как только ток будет соответствовать нужным параметрам, прибор перестанет заряжаться.
Отличия необслуживаемых аккумуляторов от обслуживаемых
Основным отличием необслуживаемых батарей является их внутреннее устройство, содержащее электродные решетки, изготавливаемые из сплава кальция и свинца.
В ранее применявшихся обслуживаемых батареях в свинцовые пластины добавляли сурьму, которая служила упрочнителем свинца и являлась катализатором воды в электролите. С началом применения сурьмы и заменой на кальций отпала необходимость доливать воду.
Необслуживаемый аккумулятор представляет собой прочно загерметизированную батарею, не имеющую доступ к пластинам. На заводе их заполняют электролитом и плотно запаивают. Такая технология позволяет сохранять заряд достаточно длительное время.
Однако иногда все же необходимо проверять уровень напряжения, который не должен превышать 12,5 вольт. Если показатель ниже, то батарею следует подзарядить. По рекомендациям производителей, делать это необходимо примерно раз в полгода.
Основные отличия необслуживаемого аккумулятора от обслуживаемого:
- Отсутствие пробок для проверки уровня электролита. Если таковые имеются, то у вас обслуживаемая батарея.
- Наличие гидрометра для проверки уровня зарядки и отверстия для выхода газа.
- Маркировка на корпусе изделия с обозначениями всех характеристик: тип батареи, ток запуска и другие.
Об отличиях этих видов аккумуляторов рассказывается в этом видео:
Как зарядить гелевый аккумулятор
Гелевые аккумуляторы маркируются GEL. Они имеют ряд преимуществ перед традиционными батареями.
Чаще всего их применяют как тяговые аккумуляторы для электротранспорта, для автомобилей с мощными медиасистемами, для внедорожников, квадроциклов, мотоциклов.
Также они широко используются для обеспечения бесперебойной работы бытовой техники, компьютеров, энергозависимых систем газового отопления и т.п.
Гелевый аккумулятор.
Плюсы гелевых АКБ:
- Не боятся тряски, их можно наклонить без риска проливания электролита.
- Токоотдача остается высокой даже при заряде всего 20-30%.
- Выдерживают до 1 тысячи циклов перезарядки, а часто и значительно больше этого значения в зависимости от конкретной модели и соблюдения эксплуатационных правил.
- Ток саморазряда очень мал, благодаря этому заряженная батарея может долго сохранять напряжение. За год АКБ теряет всего 20% зарядки.
- Возможно хранить длительное время полностью разряженным в помещении без отопления даже зимой.
Минусы гелевых АКБ:
- Они намного дороже по сравнению с аналогами традиционного типа.
- Нельзя допускать перезаряда, в этом случае резко падают емкость батареи и ее ресурс.
Алгоритм зарядки гелевой батареи по сравнению с традиционным аккумулятором отличается незначительно:
- Достаточно обычного зарядника с регулируемыми показателя выходных напряжения и силы тока.
- Сила тока должно составлять стандартные 10% от номинала емкости. Допускается увеличение тока зарядки до 30% от емкости (для аккумулятора с 70 А·ч это будет 21 А). Но делать это нужно только, если АКБ нужно зарядить срочно. Постоянно так поступать не стоит из-за снижения срока эксплуатации.
- Из-за того, что геливые АКБ чувствительны к высокому напряжению, нельзя устанавливать этот показатель выше, чем рекомендуется для данной модели. Обычно это 14,5-15 В. Рекомендуемые параметры всегда указываются на маркировке, нанесенной на корпус батареи.
- На наклейке также указывается максимальный зарядный ток (также может обозначаться как max initial current). Это значение также нельзя превышать.
- Период зарядки находится в зависимости от величины зарядного тока. Она определяется делением емкости на установленный ток зарядки. Это значит, что если зарядка проводится на показателе 10% от номинала, то она займет 10 часов, если 30%, то, соответственно, чуть больше, чем 3 часа. Из-за опасения перезарядки АКБ лучше не пользоваться старыми типами ЗУ, а использовать новые устройства с электронным блоком, который автоматически следит за выдаваемыми напряжением и силой тока.
Параметры зарядки гелевого аккумулятора.
При зарядке обслуживаемого гелевого аккумулятора обязательно нужно снять пробки, чтобы внутри корпуса не повышалось давление.
Зарядное устройство подключается к соответствующим выводам, затем устанавливается на приборе нужное напряжение и сила тока.
Во время зарядки напряжение будет расти, поэтому нужно следить, чтобы оно не вышло за максимальные пределы (часто указываются, как cycle use).
Если напряжение его превысило, нужно понизить силу зарядного тока, чтобы уменьшить также подаваемое напряжения. Обычно для полной зарядки должно хватить 10-12 ч.
На АКБ часто указывается также значение Standby Use, которое указывает, какое напряжение должно быть на аккумуляторе в режиме хранения.
Если хранение долгое, то производители рекомендуют для поддержания работоспособности время от времени делать подзарядку при небольшом напряжении (как правило в пределах 13,5-13,8 В). Такой ток может на этикетке указываться как «буферный» или «буферный режим».
Лучше всего купить для гелевого аккумулятора современное электронной зарядное устройство с автоматическим контролем показателей напряжения и силы тока, которое самостоятельно не позволит перезарядить батарею.
Также такие ЗУ могут сами устанавливать режим зарядки в зависимости от степени разреженности АКБ и окружающей температуры. Есть также модели ЗУ, специально предназначенные для гелевых батарей. Желательно приобрести именно такую.
Как продлить срок службы гелевого аккумулятора
Чтобы продлить эксплуатационный период вашего гелевого аккумулятора, достаточно снизить выходное напряжение на зарядном устройстве до 0,3 А. Из-за этого срок полной зарядки увеличится до 24 часов, однако потери объема аккумулятора будут сведены к абсолютному минимуму
При этом важно, чтобы электрическое напряжение в процессе не превышало 15 вольт (иначе гелевый аккумулятор просто вспучит изнутри). Этот же способ можно применять для реанимации и восстановления гелевой АКБ скутера после ее полного разряда (которой, как мы уже писали выше, стоит всячески избегать)
Аккумулятор с течением времени ослабевает, то есть его КПД уменьшается, а износ значительно увеличивается. Таким образом, время полной зарядки аккумуляторной батареи прямо пропорционально сроку давности самой батареи. Признаком полного заряда аккумулятора является выделение газов в виде пузырьков. Увидеть это можно на аккумуляторах, корпус которых выполнен из прозрачного пластика. Если так называемое «закипание» начало происходить в течении первых минут зарядки – батарея неисправная. В таком случае лучше не «изобретать велосипед» и купить новую аккумуляторную батарею.
Какая зарядная установка необходима для гелевых аккумуляторов
Будет трудно назвать какую-то одну марку, поэтому лучше опишем, каким должен быть “идеальное” ЗУ с точки зрения его характеристик:
Он должен иметь возможность ручной регулировки для показателей тока и напряжения, подаваемого на АКБ.
Если это автоматическое ЗУ, то в его функциях должна быть или трехступенчатая зарядка гелевых АКБ (это подготовительный этап, заряд, дозарядка) или четырехступенчатый (к уже имеющимся функциям добавляется еще и хранение).
Имеет возможность термокомпенсации. Такая функция продиктована тем, что при перезаряде и, как следствие повышение температуры, батарея начинает портиться и уменьшается время ее фактической работы.
Также в наличии у такого ЗУ должен быть контроллер, чтобы смотреть на показатели тока и напряжения, а так же регулятор для вентилятора. Последний нужен для того, чтобы контролировать скорость на охлаждении ЗУ.
Есть возможность указать максимальный диапазон температуры.
Более подробнее о режимах, которые были описаны выше. Так, подготовительный режим заряжает АКБ постоянным значением тока, но напряжение на самом аккумуляторе постоянно увеличивается
Крайне важно, как уже говорилось, чтобы гелевые типы батарей заряжались напряжением в пределах 14.4 Вольт, но ни в коем случае не выше.
Окончательная часть зарядки (та, которая занимает от 4 до 6 часов в среднем) производится посредством минимального значения тока и с заниженным напряжением.
Типы зарядных устройств
Зарядные устройства для мотоаккумуляторов делятся на 2 типа:
- Автоматические. При использовании таких приборов контроля со стороны пользователя не требуется. Управляющий блок регулирует силу тока и напряжение в течение всего цикла. Это удобно в зимнее время, когда аккумулятор заряжается в домашних условиях.
- Неавтоматические. Применяя такие устройства, пользователь вынужден полностью отслеживать процесс. Для этого требуется мультиметр. При отсутствии тестера ход зарядки контролируют визуально. Батарею освобождают от заглушек и оценивают плотность электролита. Основные характеристики бюджетных неавтоматических ЗУ не отличаются от таковых у дорогих моделей.
Пользоваться автомобильным ЗУ нужно осторожно. Аккумуляторы машин и мотоциклов отличаются емкостью. Первые имеют более высокий показатель, поэтому зарядное устройство подает ток большей силы
При частом применении таких приборов элемент питания мотоцикла может выйти из строя. Исключение составляют ЗУ с регуляторами характеристик тока
Первые имеют более высокий показатель, поэтому зарядное устройство подает ток большей силы. При частом применении таких приборов элемент питания мотоцикла может выйти из строя. Исключение составляют ЗУ с регуляторами характеристик тока.
Зарядка
Еще один важный вопрос, который интересует потенциальных покупателей гелевых АКБ. Вы же берете их не для солнечных батарей, а для машины. Разрядка в любом случае рано или поздно происходит. Нужно быть к этому готовым и понимать, что делать, как зарядить свою BMW (БМВ) и не оставить машину с нерабочей аккумуляторной батареей.
Делать это все можно своими руками, не обязательно для машины или для мотоцикла посещать сервисные центры, где вам могут вернуть АКБ прежний рабочий уровень заряда.
Тут главное приобрести зарядное устройство. Многие говорят, что не стоит тратиться на зарядные аппараты, специально разработанные для гелевых батарей, а можно обойтись стандартным агрегатом. Как по мне, это категорически неправильный совет.
Специализированные ЗУ (зарядные устройства) на то и специализированные, что адаптированы под особенности работы и технические характеристики коробок к желеобразным электролитом. Особенностью данных ЗУ является функция автоматической поддержки входного напряжения, которое составляет 14 Вольт. Передержать или переполнить зарядом через такие устройства невозможно.
Справедливости ради добавим про зарядки, которые используют для кислотных аккумуляторных батарей. В принципе, заряжать ими гелевые АКБ можно. Здесь требуется внимательно следить за напряжением. Да, некоторые ЗУ оснащаются специальными регуляторами, потому настроить нужные параметры работы будет не сложно. Призывать вас к тому или иному методу я не стану. Вы парни взрослые, сами все решите.
Дам лишь несколько советов касательно процесса зарядки гелевых аккумуляторов. Можете посмотреть видео, которое даст дополнительную информацию.
- Быстрая зарядка большим зарядом тока. Теоретически можно, но не нужно. Подобный метод актуален только в экстренных ситуациях, когда необходимо максимально быстро подзарядить аккумулятор. Во всех остальных случаях откажитесь от быстрой зарядки.
- Устанавливайте на ЗУ оптимальные показатели силы тока, через которые будет происходить максимально безопасная, правильная и эффективная зарядка.
- Для АКБ оптимальными показателями считаются 10% от номинальной энергоемкости. То есть посмотрите, какая энергоемкость гелевой батареи и выставьте на ЗУ силу тока, равную 10% от нее.
- На зарядку должно уходить примерно 24 часа. Это нормальное время, за которое батарея заряжается постепенно и с наименьшим ущербом для ресурса устройства.
- Всегда доводите заряд до максимума. Нельзя выключать ЗУ, даже если батарея успела получить 60-90% от полного уровня заряженности. Только 100%. Если вы будете прерывать процесс и оставлять устройство незаряженным, в дальнейшем зарядиться выше этого порога агрегат не сможет.
Что сказать про эти виды аккумуляторов? Да, они во многом хороши и демонстрируют неплохие технические характеристики. Их предлагает Россия, Украина, ряд зарубежных стран. Но пока широкого распространения они не получили. Требуются определенные доработки, устранение существенных недостатков. Ведь именно они мешают гелевым АКБ полноценно вытеснить опасные, менее эффективные и проблемные, но все еще лидирующие кислотные батареи.
Watch this video on YouTube
Приглашайте своих друзей, подписывайтесь и оставайтесь с нами!
Что представляют собой гелевые аккумуляторы?
Гелевая АКБ представляет собой продукт преобразования классической батареи. Жидкий наполнитель был заменен гелеобразным. Принцип действия не отличается от такового у привычных кислотно-свинцовых аккумуляторов.
Существует 2 варианта изготовления таких элементов питания:
- Технология GEL. В таком случае используется микропористый сепаратор, наполненный силикагелем.
- Технология AGM. Корпус содержит стекловолокно, пропитанное кислотным составом. Этот же материал выполняет функции сепаратора.
Однако они пользуются спросом среди владельцев мотоциклов и мопедов. Аккумулятор служит не менее 10 лет. Он исправно работает в любом положении. Герметичность корпуса препятствует подтеканию электролита.
Преимущества
К преимуществам гелевых источников питания относятся такие качества:
Гелевый аккумуляторы отличаются безопасностью и длительным сроком службы.
- Высокая сила пускового тока. Гелевый наполнитель плотно прилегает к свинцовым электродам. Это выручает пользователя в зимнее время.
- Невозможность утечки кислотного состава. При незначительном повреждении корпуса электролит не выводится наружу.
- Разнообразие вариантов установки. Батарею можно размещать на горизонтальной, наклонной или вертикальной поверхности. Подобное объясняется отсутствием жидкого наполнителя.
- Безопасность. Аккумулятор не выделяет ядовитых или взрывоопасных паров.
- Подача тока стабильной силы и напряжения. Параметры не изменяются даже при падении уровня заряда до 30%.
- Длительный срок службы. АКБ выдерживает до 700 циклов разряда и заряда. Некоторые модели не утрачивают емкость даже после 1000 зарядок.
- Нечувствительность к перепадам температур. При нагревании или охлаждении гелеообразный электролит сохраняет свойства.
Недостатки
К отрицательным качествам GEL-аккумуляторов относятся такие моменты:
- Необходимость соблюдения правил эксплуатации. Только так можно продлить срок службы батареи. Элемент питания нужно правильно заряжать и подготавливать к хранению.
- Необходимость использования автоматических зарядных устройств, регулирующих напряжение и силу тока.
- Увеличенная, по сравнению с классическими АКБ, стоимость.
Пример специализированных зарядных устройств для свинцово-кислотных и гелевых батарей от фирмы Optima и Universal.
Чем заряжать такой аккумулятор?
Как именно заряжать гелевый аккумулятор для скутера, теперь понятно. Возникает другой вопрос — каким прибором это сделать? Только специальным зарядным устройством для АКБ данного типа на 12 В. Если у невнимательного читателя возник вопрос, можно ли заряжать гелевую батарею прибором, предназначенным для зарядки кислотных собратьев, мы снова категорично ответим — ни в коем случае! Им заряжают только те, кто хочет моментально «убить» прибор.
В магазинах представлен достаточный выбор зарядок, чтобы купить подходящую. Некоторые изготавливают аккумуляторные зарядки своими руками. Отличными от похожих устройств их делает возможность контроля над поступающим напряжением. Этот показатель рекомендуется выставлять в размере одной десятой от мощности прибора.
Как ни прискорбно, но наблюдать за неправильной схемой зарядки мотоциклов приходится даже в центрах СТО. Их специалисты, особенно в регионах, редко достаточно хороши в обслуживании такой техники, как гелевые аккумуляторы, и сами не в курсе, как правильно зарядить АКБ.
Найти отличия
Принципиальная разница между кислотными и гелевыми АКБ состоит только в том, что во втором случае в веществе внутри аккумулятора присутствует кремний. Благодаря этому элементу текучий электролит приобретает вид густого желе.
Это актуально, например, для скутеров — чтобы при изменении их положения соединение гелевой структуры не отлипало от пластин, и батарея работала стабильнее. То же самое относится и к постоянной тряске.
Согласно исследованиям, заряженная батарея указанного типа из-за наклонов и вибраций теряет всего на четверть больше энергии в сравнении с обычной ездой. Хотя переворачивать ее все-таки не стоит.
Очевидные преимущества:
Хорошие показатели пускового тока даже при «садящемся» аккумуляторе.
Долговечнее по сравнению с предыдущими моделями, хорошо держат заряд.
Не нужно обслуживание.
Гелевую субстанцию не придется вытирать, даже если корпус устройства будет поврежден
Оно продолжит работать, и на остатке заряда внутри батареек реально доехать до пункта ремонт.
При грамотной и осторожной эксплуатации батарей можно не опасаться каких-либо токсичных паров. Например, хранящийся скутер может окружать даже бытовая техника.
Можно оставлять на морозе.
Минусы
- Зарядка гелевого аккумулятора должна обязательно происходить под постоянным контролем значений напряжения и силы тока, которые даже у мощного мотоцикла не всегда легко определить.
- Стоимость гелевых изделий обычно выше, чем обычного свинцово-кислотного устройства, но незначительно. Разница окупается увеличенным сроком службы и отсутствием трат на обслуживание.
Это интересно: Худшие автомобильные аккумуляторы — разбираем досконально
Обслуживание батареи после зарядки
Гелевые аккумуляторы практически невозможно обслуживать, поскольку они не пригодны к ремонту и, если ломаются — легче купить новый. Но все же способ поднять плотность геля есть — дистиллированная вода. Она заливается в каждый из бачков аккумулятора на 12 Вольт в объеме 2 мл с помощью шприца.
Сразу закрывать крышки не стоит, нужно подождать 2-3 часа, пока жидкость впитается в гель и эта реакция завершится. После закрутки крышек проверяется напряжение на клеммах, если оно нормальное — батарею можно дозаряжать. Правда ее срок эксплуатации с таким лайфхаком уменьшится. Увеличение плотности наряду с регулярной подзарядкой — все варианты для обслуживания гелевых АКБ.
Гелевые аккумуляторные батареи более долговечны, чем кислотные, стабильнее работают и выбрасывают меньше вредных веществ. Их тоже нужно периодически заряжать, но делать это обычным зарядным устройством нельзя. Нужен продвинутый зарядник, который не только не испортит АКБ, но и перенесет в него требуемый объем энергии.
Любые элементы питания аккумуляторного типа требуют регулярного восстановления заряда. Не каждый знает, как зарядить гелевый аккумулятор. Специфический электролит требует применения особых способов восстановления емкости. Соблюдение некоторых правил поможет избежать выхода элемента из строя.
Обзор подходящих моделей
Высокие оценки пользователей заслужил вариант Союз ВС-2410А, рассчитанный на напряжение АКБ 24В. Функционирует такой прибор циклично: сначала выполняется первичный режим заряда, разрушающий осадочную сульфатацию, в результате чего батарея приобретает возможность заряжаться до максимального уровня.
На этом этапе зарядный ток возрастает постепенно, далее подается максимальный номинальный ток и в режиме прибор функционирует до уровня заряда 80%.
И в конце зарядка осуществляется током, который постепенно снижается. В общей сложности зарядное разнотипное устройство для питания гелевых аккумуляторов 24В этого вида реализует 7-этапный процесс. Цена данной модели – 7 000 руб.
Более дорогой вариант (TSB Electronics) – Omnicharge 12-40, рассчитанный на напряжение 12В и ток 40А. Его цена – прядка 34 000 руб., а подходит такой прибор для батарей типа GEL, AGM и жидко-кислотных. В этой модели реализована возможность зарядки с применением 4 режимов.
Нюансы работы
В случае встроенной функции, определяющей уровень напряжения батареи, устройство самостоятельно выберет требуемый режим работы. При наличии регулятора тока заряда, следует установить достаточный предел для зарядки определенного АКБ. Значение этого параметра должно повышаться постепенно: от минимального до максимального. Если выбран режим небольших токов, тогда процесс зарядки несколько затянется, поэтому с целью исключения риска нагрева зарядное устройство периодически отключается.
Смотрим видео, способы зарядки:
Некоторые умельцы предпочитают собрать зарядное устройство для питания гелевых аккумуляторов своими руками. Для этого понадобится в числе прочего микроконтроллер, который позволяет более качественно выполнять контроль процесса зарядки АКБ. При желании можно сделать так, чтобы устройство отключалось по достижении максимального уровня заряда, однако, есть возможность реализовать режим постоянной подзарядки малыми токами до момента, когда будет достигнуто максимальное значение напряжения. В случае снижения величины этого параметра процесс зарядки возобновится.
Схема зарядного устройства для гелевых аккумуляторов 12В предусматривает наличие еще и термокомпенсации и вентилятора, который будет включаться с помощью непосредственно контроллера в ситуации, когда отсутствует датчик температуры. Управление устройством происходит посредством изменения величины зарядного тока, на которую влияет уровень сопротивления. Включение прибора выполняется нажатием кнопки, далее происходит определение уровня заряда батареи, что обуславливает выбор определенного режима работы.
Основные критерии выбора подобной техники: диапазон тока заряда, тип аккумулятора, который можно заряжать, наличие температурного датчика и количество этапов процесса зарядки
Дополнительно следует обращать внимание и на диапазон рекомендуемых значений температур воздуха
Бытует мнение, что необслуживаемые гелевые аккумуляторы вообще невозможно зарядить. Многие эксперты преподносят этот факт, как неоспоримое доказательство не слишком удачной покупки в виде гелевой батареи для вашей машины. На самом деле, все обстоит иначе, ведь зарядные устройства для гелевых аккумуляторов уже давно существуют. В США, к примеру, практически весь автопром перешел с вредных кислотных батарей на продукцию с большей экологической чистотой, огромным сроком действия и прекрасным удержанием заряда. Именно такими являются гелевые аккумуляторы, которые сегодня активно продолжают свое распространение в России. Конечно, у таких устройств есть масса преимуществ.
Оборудование гелевых аккумуляторов достаточно долговечное, если не превышать нагрузок и не использовать батареи при предельно высоких температурах. Зато русские морозы на эти батареи не оказывают никакого воздействия. С помощью простых и известных уже десятки лет технологий производители AGM-аккумуляторов создали вполне пригодные для использования в нашем климате устройства. Конечно, такая техника стоит на порядок дороже простых кислотных свинцовых батарей, но она и служит дольше, и проблем доставляет намного меньше.
Инструкции по зарядке гелевого аккумулятора разными зарядными устройствами
Переходим к основной операции – зарядке AGM АКБ при помощи разных зарядных устройств. Рассмотрим ее на примере того, как зарядить гелевый аккумулятор мотоцикла на 12 вольт. С автомобильными АКБ поступаем аналогично.
Недостаток большинства подобных инструкций заключается в том, что все они написаны для какого-то конкретного зарядного устройства. Здесь же рассмотрены практически все возможные ситуации.
Зарядка специальным зарядником для гелевых АКБ
Самый простой вариант, если такое устройство имеется в наличии. Аккумулятор нужно отсоединить от бортовой сети, на заряднике выставить требуемый режим в соответствии с характеристиками АКБ, подсоединить его к батарее и включить.
Автоматика сама будет дозировать напряжение и ток заряда. Когда аккумулятор будет полностью заряжен, устройство само прекратит подачу тока. И оповестит пользователя сигналом или надписью на дисплее.
Зарядка зарядником с регулировкой силы тока
Отсоединяем АКБ от бортовой сети. На зарядном устройстве выставляем минимальный ток. К аккумулятору параллельно подключаем цифровой вольтметр (мультиметр). Подсоединяем к нему зарядное устройство и включаем в сеть. Выставляем силу тока, равную 1/10 емкости АКБ. В процессе заряда необходимо контролировать напряжение по мультиметру – оно ни в коем случае не должно превышать 14,4 В. Если превышает – понижаем силу тока.
На многих гелевых аккумуляторах это самое граничное напряжение указано на корпусе рядом с надписью CYCLE USE.
Заряжать нужно до тех пор, пока при указанном напряжении сила тока не снизится до 0.1 А.
Зарядка зарядником с регулировкой напряжения
Такие зарядники чаще всего изготавливаются самостоятельно, однако, в продаже тоже имеются. Как работать с ними? Аналогично, как и в случае с регулируемым током. Подключаем вольтметр параллельно АКБ, а последовательно с зарядником – амперметр. Заряжать надо так, чтобы напряжение не превышало вышеуказанного, а ток не был выше 1/10 номинальной емкости конкретной батареи.
Завершение заряда определяется аналогично – при указанном напряжении потребляемый аккумулятором ток должен снизиться до 0.1 А.
Зарядка зарядником без каких-либо регулировок
Самый экстремальный и опасный для гелевого аккумулятора вариант. От такого лучше вообще отказаться. Но если сильно надо, то делаем следующее.
Отключаем АКБ от сети. Убеждаемся, что зарядное устройство рассчитано на нужное номинальное напряжение (12 В). Подключаем вольтметр (параллельно) и амперметр (последовательно с зарядником). Включаем.
Если напряжение на мультиметре не скакнуло выше указанного «безопасного» для геля, смотрим на амперметр. Ток не должен превышать 1/10 емкости батареи. Если это так, то заряжаем гелевый аккумулятор строго до тех пор, пока напряжение не достигнет указанной на корпусе отметки (Cycle use).
К сожалению, полностью зарядить таким зарядным устройством нереально ни один современный аккумулятор.
Недостатки
У прибора имеются и недостатки:
- Гелевый аккумулятор для авто требователен к точности напряжения. Потребуется специальный прибор регулировки параметров.
- Длительная эксплуатация возможна лишь при квалифицированной эксплуатации. На первое место выходит соблюдение руководства по использованию и проведение зарядки.
- Стоимость гелевых АКБ остаётся выше традиционных. Однако производители не останавливаются в попытках снизить стоимость желейных приборов до уровня кислотных без ущерба качеству.
- Неудобство и требовательность к зарядке сдерживают покупателей от приобретения данных моделей.
Как зарядить кальциевый аккумулятор
Кальциевые АКБ, обозначаемые литерами Ca-Ca, в основном относятся к необслуживаемым.
Они быстро получили популярность благодаря ряду положительных качества, среди которых:
- высокая емкость;
- значительный ток пуска;
- практически полное отсутствие испарения электролита.
Однако эти батареи имеют и свои недостатки. Главная их неприятная особенность – это чувствительность к разрядке.
Достаточно 3-4 раза допустить глубокий разряд, чтобы емкость снизилась в несколько раз. Поэтому контроль разряда и регулярная зарядка для этого вида АКБ критически важны.
У кальциевых батарей нужно соблюдать технологию зарядки, которая имеет свои особенности. Необходимо приобрести зарядное устройство, которое способно генерировать напряжение 16,1-16,5 В.
Если ЗУ имеет меньшее выходное напряжение, то АКБ будет постоянно недозаряжаться. Так, при токе 14,8 В батарея наберет 45-50% емкости, при 15,5 В – 70-80%.
На пониженном напряжении кальциевая АКБ никогда не может набрать 100% своей емкости. Поэтому нужно покупать только современного типа зарядные устройства.
Например, подходящей моделью послужит «Орион-Вымпел-55», оснащенная программируемым циклом зарядки, что позволяет заряжать аккумулятор под минимальным присмотром.
Проблема еще в том, что генераторы на автомобилях отдают в сеть напряжение всего в 15 В. Это значит, что они не могут полностью зарядить АКБ кальциевого типа.
Из-за этой особенности, данный тип батареи нуждается в регулярной периодической подзарядке 1 раз в месяц
Особенно важно это делать зимой, когда из-за морозов емкость АКБ снижается
Кальциевый аккумулятор.
Как написано выше, требуется купить зарядное устройство, оснащенное возможностью программирования цикла работы.
Процесс зарядки выглядит так:
- На панели ЗУ устанавливается напряжение в 16,1 В. Показатель тока должен составлять стандартные 10% емкости АКБ, т.е. для батареи в 70 А·ч ток устанавливаем в 7 А).
- Аккумулятор заряжается с установленными параметрами до момента, пока сила тока не понизится до 0,5 А. Продолжительность этого периода зависит от степени разрядки, емкости и состояния батареи.
- Теперь на панели приборов устанавливаются 2 режима: верхний и нижний. Значения для первого: 16,1 В и 3 А, для второго – 13,2 В и 0 А.
- Прибор зарядки устраивает «качели», позволяющие довести емкость до 100%. На аккумулятор подается ток силой 3 А, при этом напряжение плавно нарастает до 16,1 В. Как только оно дойдет до этого значения, сила тока становится равно 0. Напряжение при этом плавно снижается до 13,2 В. Затем цикл повторяется снова.
Чем больше аккумулятор заряжается, тем меньше становятся колебания «качель» по времени, сначала оно повышается в течение десятков минут, а снижается быстро.
Постепенно характер работы меняется на противоположный: быстрое повышение меньше, чем за 1 минуту и медленное понижение в течение нескольких минут. Это свидетельствует о полной зарядке батареи.
Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством?
Использовать обычное ЗУ нежелательно. Подключение такого прибора напрямую способно вывести аккумулятор из строя без возможности ремонта. При подаче тока высокой силы гель начинает плавиться. Сжиженный наполнитель не может вернуться в изначальное состояние. Он продолжает расплавлять оставшийся гель.
При зарядке гелиевой АКБ классическим ЗУ могут возникать и такие проблемы:
- Прекращение набора заряда при достижении показателя в 90%.
- Невозможность тонкой настройки параметров. Заставить батарею принимать ток неподходящей мощности не получится.
- Перегрев АКБ. В таком случае нужно сразу отключать ЗУ. При использовании неавтоматического прибора пользователю придется отслеживать процесс зарядки.
Можно ли заряжать гелевый АКБ обычной зарядкой?
При прямом подключении, как у обычного аккумулятора на жидком электролите, в гелевом аналоге происходят необратимые процессы. В результате пропускания больших напряжений и токов непосредственно при стандартной для кислотных батарей методе, гель сильно нагревается и переходит в жидкую форму. Этот процесс отличается необратимостью даже при частичном повреждении гелеобразной массы за счет расплавления, никакие последующие восстановительные работы в прежнюю работоспособность оборудование не вернут. Наличие малого количества разжиженного геля будет инициировать переход в такое состояние всей остальной массы. Останется только ждать полной гибели батареи.
Иные проблемы, возникающие при неправильной зарядке аккумулятора на гелеобразном электролите, следующие:
- По окончании зарядки до нужных емкостных показателей процесс прерывается незамедлительно. Нельзя допускать хоть малейший нагрев АКБ;
- Отсутствие достаточного количества информации об особенностях гелевых батарей, принципах функционирования, особенностях зарядки, хранения, эксплуатации на просторах нашей страны;
- Следует хорошо знать специфику, порядок, условия зарядки гелевых АКБ;
- Обычная зарядка для свинцового аккумулятора с жидким электролитом недопустима для использования с гелевым аналогом, поскольку рассчитана на более высокие силы тока и показатели напряжения, что разрушает гелеобразную структуру;
- При наличии настраиваемого пускового устройства заряд от гелевого АКБ получить сложно;
- Если осуществлять подзарядку от батареи уже имеющей полную емкость, расплавление геля наблюдаться не будет, но аккумулятором не будет извлекаться заряд.
При наблюдении повышения температуры элемента питания необходимо сменить зарядное устройство, поскольку в большинстве случаев это возникает из-за несоответствия параметров подаваемого тока. Если допустить хоть малейшее образование жидкости в гелевой массе, то дальнейшие разрушительные процессы прекратить или замедлить будет невозможно. Уже имеющаяся водичка будет превращать остальной состав в жидкое состояние. При подключении для эксплуатации элемент питания несомненно нагреется, провоцируя переход фазы остального наполнителя. Частые скачки температуры, ощутимые при прикосновении к корпусу батареи сигнализируют о приближающей смерти аккумулятора.