Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?
Техобслуживание (кроме ЕТО) – процедура платная и многие автолюбители задаются вопросом: «Можно ли вообще не проходить его, сэкономив, таким образом деньги?». К тому же производители современных автомобилей уверяют, что их качество и надежность растёт, при том, что межсервисные интервалы ТО также увеличиваются.
У этого вопроса две стороны: формальная и фактическая.
- Формально, если речь идёт о новом автомобиле, отсутствие отметки о прохождении ТО полностью лишает владельца права на гарантийное обслуживание.
- Фактически же межсервисные интервалы последние 15-20 лет практически не изменились и даже автопроизводители с мировым именем не создали ещё полностью необслуживаемого автомобиля.
Значит, периодическое ТО необходимо не только новым автомобилям, но и, даже в большей степени, автомобилям с пробегом.
Сэкономить на прохождении конкретного ТО не только можно, но и нужно
При этом, важно на каком периоде эксплуатации находится автомобиль: гарантийном (гарантия производителя) или постгарантийном
Если машина на гарантии, тогда необходимо ознакомиться с соответствующим пунктом сервисной книжки о гарантийных обязательствах производителя. Подавляющее большинство автопроизводителей указывает, что одно из условий поддержания гарантии – прохождения ТО в авторизованных дилерских центрах (известных высокими ценами на свои услуги). И хотя это вопрос более чем спорный, основная масса автолюбителей подчиняется этому требованию.
Экономия при прохождении ТО в гарантийный период возможна за счёт выбора дилерского центра, предлагающего более дешёвые услуги и за счёт закупки материалов для техобслуживания в стороннем магазине (иногда это вдвое дешевле, чем у дилера, но предоставление собственных материалов необходимо заранее согласовать).
Кроме того, следует обратить внимание на перечень операций ТО в предварительной калькуляции. Иногда дилер включает туда работы, не предусмотренные производителем (проверить это просто – по той же сервисной книжке)
Если автомобиль вышел из гарантийного срока, то возможности сэкономить на техническом обслуживании становятся шире. Дело в том, что ряд операций ТО вполне может быть выполнен самостоятельно (особой квалификации здесь не требуется): замена масла и масляного фильтра, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, колёс в сборе.
Более сложные операции (например, замена ремня ГРМ) можно выполнять в независимых автосервисах с хорошей репутацией. Как правило, услуги таких сервисов ощутимо дешевле, чем у официальных дилеров.
Регламентирующие документы
- ВСН 01-89
- СП 7.13130.2009.
- ФЗ РФ №123 от 22 июля 2008 года.
- ФЗ РФ №69 от 21 декабря 1994..
- СП 5.13130.2009.
- ПП N 390 от 25.04.12.
- НПБ 88-2001.
- Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007г и НПБ по обучению мерам ППБ.
Требования к документации
Любое предприятие по обслуживанию ТС должно иметь инструкцию по пожарной безопасности (ПБ). Причем для административного комплекса (при его наличии), складской зоны, предназначенной для хранения запасных частей и материалов, а также рабочей зоны разрабатывается отдельная инструкция. Помимо этого автомастерская должна иметь:
- Инструкцию по действиям при пожаре, распечатанною в цветном исполнении в формате А3.
- График инструктажей по ППБ (противопожарной безопасности): вводного, текущего (первичного и повторных).
- Правила пользования огнетушителями в формате А4 (размещаются у каждого средства тушения пожара).
- Приказ о назначении ответственного лица по ППБ.
- Номер вызова бригады для тушения пожара с мобильного и стационарного телефона.
- Знаки, определяющие категорию опасности пожарных помещений в цветном исполнении в формате А4 и знак жесткой сцепки для эвакуации ТС.
- Журналы: учета стандартных средств тушения пожара и инструктажа персонала.
Журналы регистрируются в соответствующих органах.
Требования к помещению
Основные требования к помещению указаны в разделе о требованиях санитарных служб. Дополнительно можно сказать, что помещение автосервиса обязательно должно иметь пожарный выход. На пути эвакуации персонала стены помещения нельзя отделывать материалом легко возгорающимся или плавящимся (деревом, обоями, пластиком, горящим с испусканием ядовитого дыма).
Требования к освещению и проводке
Электрика в пожароопасных зонах монтируется во взрывозащищенном исполнении. Осветители монтируются во взрывозащитной арматуре. Перед началом работы исправность электрооборудования должна быть проверена. работать с неисправным оборудованием запрещено.
Требования к вентиляции
Все вентиляционные ходы, рукава, кожухи, защитные короба должны быть выполнены из материала:
- негорючего;
- устойчивого к воздействию агрессивных факторов внешней среды (влаги, коррозирующих веществ и т.п.);
- огнеупорного.
Все швы и стыки обрабатываются герметиком и не должны пропускать загрязненный воздух. По ТБ все элементы вентиляционной системы монтируются в защитном коробе. Однако доступ ремонтникам к ней не должен быть затруднен.
Помещения с высокой пожаро- взрывоопасностью (например, для работы с генератором на ацетилене) требуют монтажа вентиляции во взрывобезопасном исполнении.
Требования к пожарной сигнализации
Требования зависят от размеров помещения и количества обслуживаемых автомобилей.
Согласно СП 113.13330.2012 любое помещение, ориентированное на сервисное обслуживание ТС должно быть оснащено АУПС согласно СП 113.13330.2012 (п. 6.5.5). Если:
- Здание более 50 квадратов устанавливают АУПС и СОУЭ 2(СО+ЗО) (при количестве машиномест до 100 шт)
- При обслуживание более 3 автомобилей должна быть установлена система автоматического тушения пожара (АУПТ) согласно СП 113.13330.2012 (п. 6.5.3), СОУЭ 2.
Для крупных предприятий, обслуживающих от 100 машин рекомендуется установка СЛУЭ 1.Если автомастерская использует лакокрасочные изделия, то все оборудование монтируется через «искрозащиту». То есть в пожаро- и взрывобезопасном исполнении.
Основные компоненты системы ППБ для ремонтно-монтажных предприятий следующие:
- Извещатели: дымовые, тепловые, ручные. Для предприятий, обслуживающие более 3 автомобилей одновременно рекомендуемы датчики пламени.
- Оповещатели: световые (знак выход, с указанием пути эвакуации) и звуковые/сирены. Для крупных предприятий рекомендуются голосовые оповещатели.
- КП (панель контроля, принимающая сигнал и транслирующая его пожарной службе).
Большое значение при пожаре имеет оперативность вывода людей из зоны возгорания. В этом помогает СОУЭ (система, управляющая эвакуацией).
1.6. Аварийность
Аварии промышленного оборудования приводят к прерыванию технологического процесса, что сопровождается неминуемыми материальными потерями, а также может являться причиной техногенных катастроф и гибели людей. Обеспечение работоспособности оборудования с переходом от устранения следствий аварий к предупреждению их причин является основной задачей РС предприятия.
Для оценки аварийности оборудования могут быть выбраны эксплуатационные (суммарное время простоев) или экономические (потери производства, стоимость ликвидации аварий) показатели. При этом в общем случае для предприятия целесообразно оценивать не абсолютные величины, а скорее динамику изменения выбранных параметров во времени.
С другой стороны интерес может представлять сравнительный анализ взвешенных показателей аварийности (предположим, суммы потерь производства и стоимости ликвидации аварий за некоторый референтный период, отнесённой к сумме затрат на ТОиР оборудования) предприятий отрасли для выявления наиболее эффективных форм организации и методов совершенствования РС.
Оценка показателей аварийности может быть успешно использована как индикатор эффективности мероприятий по реформированию РС, для оценки внедряемых технических и организационных решений. На основе сравнения экономических потерь от аварий и средств, выделяемых на финансирование РС, могут быть установлены их оптимальные объёмы. То же справедливо и для оценки численности ремонтного персонала.
Положения и системы, определяющие порядок расследования аварий на промышленных предприятиях, как правило, разрабатываются на основании «Порядка расследования и учёта несчастных случаев, профзаболеваний и аварий на производстве», утверждённого постановлением Кабинета министров Украины №1112 от 25.08.2004г. Однако часто нерешённой остаётся главная задача. Речь идёт о полноценном и эффективном использовании полученной в ходе расследования информации, причём не столько для устранения, сколько для предотвращения последующих аварий на том же или однотипном оборудовании.
- Сбор фактической информации о происшествии и оперативных действиях персонала, визуальный осмотр места и объекта аварии.
- Изучение технологических и технических характеристик объекта аварии.
- Анализ истории объекта (аналогичных аварий, проведенных работ по техническому обслуживанию и ремонтам).
- Формирование рабочей гипотезы, проведение дополнительных исследований по необходимости (если дополнительные исследования опровергают гипотезу, выдвигается новая, достоверность которой подвергается проверке).
- Определение причин аварии, сопутствовавших ей технических факторов, виновных (развитие подтверждённой рабочей гипотезы).
- Разработка противоаварийных мероприятий.
- Мониторинг выполнения противоаварийных мероприятий.
Полученная информация может быть использована при решении ряда технических и технологических вопросов, вопросов материального снабжения, управления персоналом, развития РС.
Целесообразным видится выполнение таких видов анализа:
- причинно-факторный, который заключается в выявлении характерных проблем предприятия (например, недостаточная квалификация эксплуатационного персонала, отсутствие стабильного и своевременного материально-технического обеспечения, несоответствие объёмов и периодичности ремонтов оборудования интенсивности его эксплуатации и прочие);
- пространственный, целью которого является определение «уязвимых мест» как отдельных машин, так и агрегатов, комплекса оборудования предприятия в целом;
- временной, который направлен на выявление сезонных закономерностей, цикличности аварийных ситуаций, тенденций и прогнозов их возникновения.
Результаты проведенного анализа являются основанием для разработки мероприятий, направленных не только и не столько на борьбу со следствиями аварий, но в большей степени на устранение их причин и предотвращение возможности повторения в дальнейшем. []
1.3. Проактивная стратегия технического обслуживания и ремонтов оборудования
Сущность проактивной стратегии ТОиР оборудования заключается в выполнении необходимых ремонтных воздействий, направленных на снижение скорости развития или устранение неисправностей, которые выявлены на основе сведений о фактическом ТС оборудования.
Теоретические основы проактивной стратегии ТОиР оборудования постулируют, что изначально все виды неисправностей присутствуют в зачаточном или явном виде во всех пускаемых в эксплуатацию машинах. Различные факторы, сопровождающие эксплуатацию (проектные и непроектные нагрузки, воздействие факторов окружающей среды и близлежащего оборудования, условия эксплуатации, проведения ТОиР и прочие), в той или иной мере приводят к развитию различных видов неисправностей. Определяющее воздействие совокупности факторов вызывает ускоренное развитие одной или нескольких неисправностей, которые становятся детерминирующими по отношению к работоспособности машины. Выбирая ремонтные воздействия таким образом, чтобы уменьшить влияние определяющих факторов, можно снизить скорость развития неисправностей, поддерживая работоспособное состояние машины. Рациональный выбор и качественная реализация этих и только этих ремонтных воздействий является задачей РС. []
Проактивная стратегия ТОиР () базируется на оценке ТС оборудования, которая может осуществляться следующими методами:
- мониторинг технологических параметров;
- визуальный осмотр;
- контроль температуры;
- акустическая и вибрационная диагностика;
- обследование с применением методов неразрушающего контроля (магнитного, электрического, вихретокового, радиоволнового, теплового, оптического, радиационного, ультразвукового, контроля проникающими веществами).
Рисунок 1.2 — Ремонтное обслуживание оборудования в рамках проактивной стратегии ТОиР
Основанием для принятия решения о необходимости выполнения ремонтного воздействия является ситуация, когда ТС одного элемента (детали, узла, механизма) оборудования приводит к ухудшению ТС смежных (пространственно и/или функционально) элементов.
Перечень возможных ремонтных воздействий:
- уход за оборудованием (уборка, очистка, противокоррозионная обработка);
- регулировка, настройка, наладка (центровка, балансировка);
- обеспечение соединений (восстановление целостности сварных швов, затяжка резьбовых соединений);
- смазывание поверхностей трения;
- замена быстроизнашивающихся деталей;
- восстановление или замена базовых деталей, в том числе корпусных.
Выбор проактивной стратегии ТОиР позволяет обеспечить:
- увеличение срока службы оборудования за счёт снижения скорости развития или устранения зарождающихся неисправностей на начальной стадии их возникновения;
- исключение вторичных повреждений элементов оборудования, вызванных выходом из строя смежных (пространственно и/или функционально) элементов;
- обоснование и выполнение только необходимых ремонтных воздействий, что уменьшает затраты и нагрузку на РС, а также снижает вероятность возникновения отказов, вызванных ошибками монтажа и вмешательством в функционирование работоспособного оборудования;
- сокращение затрат на ремонтное обслуживание производства, обусловленное изменением структуры ТОиР в пользу увеличения количества недорогостоящих профилактических воздействий вместо затратных ремонтных операций (замена, восстановление);
- рациональный выбор времени, видов и объёмов ТОиР вследствие ранних сроков предупреждения возникновения неисправностей при использовании методов и средств технической диагностики и неразрушающего контроля;
- снижение вероятности аварийных отказов, обусловленных неудовлетворительным ТС оборудования;
- повышение коэффициента готовности оборудования, что обеспечивает возможность увеличения объёмов производства и снижения себестоимости продукции;
- формирование доверия к производителю со стороны потребителя за счёт своевременного выполнения договорных обязательств и улучшения качества продукции как комплексный результат повышения культуры труда.
Краткая экономическая характеристика компании
Проект FIT SERVICE
основан в 2008 году компанией ROSSKO, крупнейшим дистрибьютором автозапчастей в
России. Именно тогда было принято решение создать сеть автосервисов для
обеспечения гарантированного канала сбыта автозапчастей.
В 2008 году открылся
первый автосервис под брендом FIT SERVICE. Задача развивать сеть по
франчайзингу стояла с самого начала, однако в первые 5 лет открывались только
собственные станции. В этот период компания изучала особенности рынка
автосервисных услуг в разных регионах и накапливала опыт по привлечению и
обслуживанию клиентов. Этот опыт отразился в четких продуманных
бизнес-процессах, стандартах и регламентах, которые легли в основу франшизы FIT
SERVICE
Первый автосервис по
франчайзингу был открыт в 2013 году в г. Новосибирске.
ООО «Фит Автосервис»
сегодня это комплексная помощь автомобилистам в любых вопросах, начиная от
кузовного ремонта и моек, до технической помощи в сложных ситуациях на дорогах.
На станциях FIT Service обслуживаются автомобили любой марки, любого года
выпуска и технического состояния.
Комплекс услуг,
предоставляемых ООО «Фит Автосервис»:
— автосервис;
— автомойка;
— кузовной ремонт;
— аварийные комиссары;
— эвакуаторы и
техпомощь;
— продажа автомобильных
запасных частей.
Месторасположение станций технического обслуживания FIT Service в г. Кемерово
Станции технического
обслуживания FIT Service, как можно заметить из рисунка 3, расположены
достаточно удачно с точки зрения расположения транспортных развязок и спальных
районов города.
Решение для оптимизации работы СТО, автомойки, автосервиса
Как именно автоматизировать свой бизнес? Для этого все больше предпринимателей использует конфигурации 1С для управления автосервисом в облаке.
Облачные решения обеспечивают доступ к данным 24/7 из любого места и с любого устройства, чтобы руководитель всегда мог быть в курсе того, что происходит в гаражах. Функционал продуктов для автосервисов позволяет решить множество первостепенных задач:
- работает как CRM для ведения клиентской базы,
- позволяет фиксировать заказы и их выполнение, планировать загрузку,
- формирует всю сопутствующую документацию и отчетность по установленным шаблонам и регламентам,
- учитывает поступление и расходование запасных частей,
- отслеживает эффективность работы сотрудников и рассчитывает выплаты,
- собирает аналитические отчеты по деятельности компании, и многое другое.
Программа 1С для автоматизации учета автосервисов, автомоек и СТО в облаке мобильна, быстро запускается, не требует особых навыков. Чтобы убедиться в этом, попробуйте программу от Scloud — компания предлагает бесплатный тестовый период 14 дней.
Анализ экономических показателей деятельности СТО
Общее количество обслуженных автомобилей в автосервисе компании в 2018 году составило 7224 единицы, что меньше 2017 года на 3,75% или на 281 единицу.
Динамика количества обслуженных автомобилей в ООО «Фит Автосервис», ед.
При этом еще в 2017
году за счет открытия новых филиалов в г. Кемерово, динамика была
положительной. Причиной снижения количества обслуженных автомобилей в ООО «Фит
Автосервис» в 2018 году является общее снижение спроса в связи со снижением
реальных доходов населения.
Снижение количество машинозаездов, являющимся основным показателем объемов оказания услуг станции технического обслуживания, не повлияло на положительную динамику выручки от продаж.
Динамика и состав выручки от продаж в ООО «Фит Автосервис», тыс.руб.
Открытие новых филиалов СТО позволило с 2016 года нарастить высокий объем выручки, как по оказанию автосервисных услуг, так и по реализации автомобильных запасных частей. ООО «Фит Автосервис» имеет довольно весомое преимущество по сравнению с другими станциями технического обслуживания и автосервисами, которое выражается в наличии возможности самостоятельного подбора автомобильных запасных частей для клиента. Таким образом, клиент просто сдает автомобиль на обслуживание и не беспокоится о поиске необходимых его автомобилю узлов и агрегатов.
Рост себестоимости продаж в совокупности с довольно высоким уровнем коммерческих расходов компании оказали существенное влияние на величину прибыли от продаж. Так, в 2017 году прибыль от продаж по сравнению с 2016 годом в компании сократилась на 592 тыс.руб., а в 2018 году относительно 2017 года еще на 1273 тыс.руб.
Динамика прибыли от продаж и чистой прибыли в ООО «Фит Автосервис», тыс.руб.
Причиной снижения общей
величины чистой прибыли компании стал рост затрат, как на оказание услуг
технического обслуживания, так и существенный рост на закупаемые для
перепродажи автомобильные запчасти.
Графически соотношение дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Фит Автосервис» представлено на рисунке.
Динамика дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Фит Автосервис», тыс.руб.
Существенный рост кредиторской
задолженности в компании в 2018 году был вызван ростом задолженности перед
поставщиками автозапчастей и специальных жидкостей (масла, антифриз и
т.п.). При этом, в компании наблюдается
рост задолженности перед подрядчиками за оказанные услуги по ремонту и
обеспечению деятельности помещений СТО.
При том, что в 2017 году компанией были открыты новые филиалы, существенно среднесписочная численность работников не изменилась, это было вызвано изменением системы управления персоналом в компании, и перераспределением обязанностей по управлению новыми филиалами СТО на действующий административно – управленческий персонал. Это позволило повысить уровень производительности труда.
Динамика производительности труда в ООО «Фит Автосервис», тыс.руб./чел.
Рост производительности
труда был обеспечен, прежде всего, увеличением общего объема выручки от
оказываемых услуг и реализации автомобильных запасных частей, а также
совершенствование системы управления персоналом. Необходимо отметить, что в
компании системе обучения персонала уделяют довольно много внимания. Так,
компания имеет свой тренинговый Центр
FIT LAB (г. Новосибирск).
Эффективность
использования основных средств в компании имеет не стабильную динамику, так,
если в 2017 году относительно 2016 году показатель фондоотдачи возрос на
67,56%, то в 2018 году можно пронаблюдать его отрицательную динамику, что в
целом вызвано высоким уровнем роста среднегодовой величины основных средств.
Высокие темпы роста среднегодовой величины оборотных активов, вызванные
увеличением финансовых вложений на предприятии, привели к снижению
оборачиваемости оборотных средств на 64,3% в 2017 году относительно 2016 года и
на 44,7% в 2018 году по отношению к 2017 году.
Существенной проблемой компании, вызванной ростом себестоимости продаж и коммерческих расходов, является отрицательная динамика рентабельности продаж и рентабельности затрат.
Динамика рентабельности продаж и рентабельности затрат в ООО «Фит Автосервис», %
Снижение общей величины
прибыли от продаж, стало основным фактором снижения показателей рентабельности,
что в дальнейшем при аналогичных темпах, может привести к недостатку
формирования собственных финансовых ресурсов.
Структура СТО
Так как рассчитываемое СТО достаточно крупное, то структуру управления и схему СТО можно представить как на рисунках 2.1 и 2.2 соответственно.
Рисунок 2.1 — Структура управления СТО:
административное;
— — — — — — оперативное
Комплекс ТОД — выполняет ТО, регламентные работы, сопутствующие работы и работы по диагностике автомобилей.
Комплекс ТР — объединяет подразделения, производящие работы по замене неисправных агрегатов, узлов и деталей автомобилей на исправные, а также крепёжно-регулировочные работы по ТР непосредственно на автомобилях.
Комплекс РО — объединяет подразделения, производящие работы по обслуживанию и ремонту снятых с автомобилей агрегатов, узлов и деталей, а также другие работы, не связанные с непосредственным выполнением их на автомобилях.
Поступающие на ТО и ремонт автомобили проходят через мойку и поступают на участок приемки для определения технического состояния автомобиля, необходимого объема работ и их стоимости. Чистые автомобили поступают на приемку, минуя мойку. Мастером заполняется наряд-заказ, назначается ремонтный рабочий на данный автомобиль. Клиенту выдается акт — приемки автомобиля в ремонт. В нем указывается неисправность, дата приемки, дата выполнения заказа, исполнитель, список оснастки автомобиля. После этого клиент получает пропуск на территорию.
Рисунок 2.2 — Функциональная схема СТО
После приемки автомобиль отправляется на рабочие посты соответствующих производственных участков, в случаи их занятости автомобиль находится в зоне ожидания. После завершения работ и проверки качества автомобиль направляют в зону хранения, а далее непосредственно выдается клиенту. Пропуск на выезд выписывается в том случаи, если клиентом оплачены полностью все работы.
Участок приемки и выдачи совмещены, они являются начальным и конечным пунктом пребывания автомобиля на станции. При приемке выполняется комплекс контрольно — осмотровых работ по определению общего технического состояния автомобиля и необходимого объема работ. Производятся следующие работы: внешний осмотр автомобиля и проверка его комплектности; проверка агрегатов и узлов, на которые указывает владелец; проверка технического состояния автомобиля для выявления дефектов, не заявленных владельцем; определение и согласование с заказчиком ориентировочного объема работ, стоимости и сроков выполнения, а также способа устранения дефекта; оформление приемочных документов. При выдаче автомобиля после проведения всех работ, указанных в наряд-заказе, производится контроль качества, внешний осмотр автомобиля, проверка комплектности и сдача автомобиля владельцу.
Как было сказано выше, для оказания качественных услуг очень важна слаженность работ управленческого персонала, что немыслимо без четкого понимания процесса оказания услуг и четкого его документирования. Успешное планирование и безупречное выполнение каждой фазы оказания услуги строит удовлетворение клиента и обеспечивает повышение прибыли. Необходимо, чтобы работа выполнялась правильно, эффективно и последовательно с целью удовлетворения клиента и получения прибыли. Большинство проблем с клиентом возникают из-за того, что кто-то из работников станции не выполнил одно из необходимых действий, или эти действия были выполнены непоследовательно.
Схема производственного процесса ТОРА на СТОА показана на рисунке 2.3
Рисунок 2.3 — Схему производственного процесса ТОРА
Разделим условно весь процесс оказания услуги на этапы:
Этап 1 — Определение бюджета времени.
Этап 2 — Назначение на обслуживание.
Этап 3 — Встреча клиента и проведение диагностики автомобиля.
Этап 4 — Оформление заказ-наряда.
Этап 5 — Непосредственное выполнение ремонта или обслуживания.
Этап 6 — Выдача готового автомобиля
Этап 7 — Контроль удовлетворения клиента.
Новые правила прохождения ТО
Осмотр автомобиля проводится техническим экспертом, работающим у выбранного оператора. Он выдает диагностические карты с допуском/запретом к эксплуатации ТС. С 4 мая 2018 года талон получат все автомобилисты и в случае успешности процедуре и при имеющихся несоответствиях с обязательными требованиями безопасности, но в данном случае, в дигностическую карту поставят отметку и впишут имеющиеся неисправности.
Порядок процедуры оценки безопасности:
- Инструментальная диагностика.
- Нормативные проверки относительно номерных знаков, огнетушителя и аптечки.
- Оценка системы торможения.
- Оценка светотехнических характеристик и оборудования.
- Оценка люфта руля и подвески.
- Оценка токсичности выхлопных газов.
- Диагностика запорных механизмов.
- Нормативная проверка техжидкостей.
ТС из категории N 1-2 и M 1-3 проверяются на работоспособность системы оповещения экстренной оперативной службы. Но поскольку еще не все авто оснащены подобными кнопками, правило распространяется только на те, в которых они есть с конвейера.
Текущее и плановое техобслуживание
Техническое обслуживание машин и механизмов может быть текущим и плановым. Рассмотрим подробнее каждый вид.
Текущее ТО проводится персоналом, эксплуатирующим технику. Данный сервис предполагает периодический контроль правильности функционирования машин, смазочные операции, осмотр в целях выявления износа критичных деталей и прочие сервисные операции. Эти работы выполняются, в основном, посменно, но в ряде случаев требуется проводить техобслуживание и чаще. Например, смазка трущихся узлов осуществляется ежечасно. Текущее ТО позволяет поддерживать оборудование в работоспособном состоянии без привлечения отдельных специалистов.
Плановое техобслуживание в отличие от текущего выполняется специально обученным лицом, а не персоналом предприятия-эксплуатанта. В соответствии с названием этот сервис проводится в заблаговременно установленные сроки. Для планового технического обслуживания оборудование, как правило, выводится из техпроцесса и отключается от электроснабжения. В ходе этих работ зачастую выполняется частичный демонтаж узлов и механизмов, переустанавливается программное обеспечение, осуществляется замена изношенных деталей. В связи с этим и возникает необходимость в подготовленном специалисте-ремонтнике. Плановое ТО выполняется с периодичностью, определяемой производителем.
Конкретный набор сервисных операций зависит от специфики оборудования. Например, в случае металлообрабатывающих станков техобслуживание включает следующие процедуры:
- оценка степени износа компонентов;
- затягивание крепежа;
- проверка целостности защитных устройств;
- регулировка подачи СОЖ.
На станочной технике, работающей в условиях повышенных вибраций, заменяются демпферные элементы – всевозможные пружины, прокладки и т.д. Это предупреждает вибрационный износ компонентов.
С кем согласовывается деятельность
Чаще всего собственникам и руководству сервисных мастерских придется сталкиваться с требованиями и проверками:
- Санитарно-эпидемиологической службы (Роспотребнадзора и его местной структуры — СЭС).
- Пожарной инспекцией и МЧС.
Кроме этого, деятельность должна быть согласована с управлением по архитектуре, экологами и ГИБДД.
Требования могут варьироваться в зависимости от вида мастерской:
- Шиномонтаж.
- Кузовные работы (включающие сварку, рихтовку и т. п. услуги). К этим организация требования МЧС и пожарных особо строги.
- Предприятие, обслуживающие электрику автомобилей.
- Специализированные организации (ремонтирующие автомобили от одного производителя или определенной марки).
- Ремонтные сервисы общего назначения.
Однако общие требования ко всем мастерским будут стандартными. Изложены они в законах РФ, СНиПах, ГОСТах, приказах и постановлениях правительства, методических указаниях и некоторых других регламентирующих документах.
Основные методы организации работ.
Простои автомобилей сокращают их производство и доход от АТФ. Поэтому основная задача TEA — увеличить КТГ за счет сокращения времени простоя транспортного средства наверху и ожидания запчастей. По этой причине иногда 60-80% автопарка может быть неактивным в АТП. Основными причинами ТР являются:
- нормальный износ 45 — 55%;
- низкое качество работы в ТОП 25 — 30%;
- низкая квалификация водителей 5-10%;
- низкое качество деталей и материалов 5-7%;
- тяжелые условия эксплуатации 5-8%
- другие причины 2 — 3%.
Очевидно, что в первую очередь необходимо устранить первые две причины. Снижение естественного износа возможно за счет своевременного и качественного выполнения профилактических работ по смазке, креплению, регулировке. Для этого, в частности, необходимо повысить техническую грамотность, квалификацию и дисциплину работы водителей и ремонтников. То же самое можно сказать и о второй причине простоя. Здесь немаловажную роль играет материальная заинтересованность людей в результатах своего труда. Правильная платежная система может это обеспечить. Сдельная система искусственно увеличивает количество ремонтов. Система временных наград немного лучше, награды назначает CTG. В современных условиях практикуются различные методы повышения заинтересованности ремонтников, например, выплата им заработной платы в виде доли от заработка водителей закрепленных за ними автомобилей.
Список документов, необходимых для прохождения технического осмотра
Что нужно предоставить оператору, чтобы получить возможность пройти техосмотр:
- Документ, удостоверяющий личность гражданина РФ.
- Свидетельства о регистрации ПТС и ТС.
- Права на вождение.
- Если заявку подает человек, не являющийся собственником авто, то процедура проводится при наличии генеральной доверенности.
Все неисправности, обнаруженные экспертом во время проверки ТС, имеют собственные сроки устранения. Ознакомиться с ними можно у того же специалиста, да и повторное ТО проходить желательно тоже у него. Если из-за неисправности, которая не была ранее обнаружена экспертом, произойдет ДТП, то владелец машины через страховую компанию может затребовать с оператора всю сумму причиненного/нанесенного ущерба.
В том случае, если ТС с успешно пройденным ТО требуется срочно продать, то диагностическая карта продолжает свое действие до того момента, пока не кончится срок ее действия. Смена собственника на периодичность обновления этого ТО никак не влияет. То есть, фактическая купля-продажа не представляется как основание для проведения внепланового ТО, но только при условии, что автомобиль уже имеет диагностическую карту.
Владельцы ТС, которые зарегистрированы за пределами РФ и являются собственностью иностранного государства, могут передвигаться на них по территории нашей страны только при наличии актуального полиса «Зеленая карта». Если такогового нет, то приобретается страховка «ОСАГО». Для приобретения предъявляют действующий сертификат международного типа (ТО), а при его отсутствии проходят осмотр как и все, на общих основаниях.
Видео: Что необходимо при прохождении техосмотр
СТО для дилерских центров
Очень часто определенный дилерский центр на своей базе открывает специализированную СТО. Что такое это? В чем его отличие?
На данных станциях сервисного обслуживания, ориентированных на определенную марку автомобиля, работают специалисты, которые легко справляются с любыми неисправностями машины. Ведь это залог качественного устранения проблем, которые могут появиться у транспортного средства. Также немаловажным фактором является наличие на таких СТО оригинальных деталей для автомобиля.
Если есть возможность приехать на специализированную станцию техобслуживания, то нужно сделать именно так.