Что такое круиз-контроль в автомобиле?
К основным опциям круиз-контроля относится экономия горючего. Обычно она устанавливается только на премиальные машины Во время движения водитель то увеличивает скорость, то замедляет ее, ориентируясь на показания спидометра. В результате это приводит к тому, что расход горючего будет неравномерный.
Согласно статистике, при движении по трассе с включенной системой круиз-контроля расход топлива в среднем снижается на 4-12%.
Езда по дороге при постоянном скоростном режиме положительно отражается на изнашивании деталей и компонентов, а также применении расходных жидкостей. В соответствии с подсчетами специалистов, финансовые затраты на обслуживание могут быть снижены на 2%. Современные системы контроля скорости выполняют множество дополнительных функций. Они позволяют сканировать свободное пространство перед машиной и сообщают водителю о препятствиях на пути.
Нижний скоростной предел для функционирования круиз-контроля составляет около 30-50 км/ч. Верхний скоростной предел зависит от производителя авто, но обычно он 200-220 км/ч. Если скорость передвижения невысокая, к примеру, в условиях пробок, то водитель будет просто управлять рулевым колесом. Система автоматически увеличивает или снижает скорость езды, регулируя положение педалей тормоза и газа.
Устройство системы круиз-контроль
Схематическое расположение элементов системы на авто
Конструктивные составляющие системы контроля скорости движения:
- Блок управления или контрольный модуль. Эта часть выполнена в виде микропроцессорного компьютера, расположенного в моторном отсеке.
- Привод дросселя. В зависимости от типа системы устройство может быть электрическим либо пневматическим. Привод соединяется с дроссельным узлом.
- Переключательное устройство. Данный элемент выводится на руль, центральную консоль либо в область расположения контрольного щитка. Предназначен для активации и деактивации системы.
- Контроллеры. Число датчиков будет разным в зависимости от производителя и марки авто. Это могут быть контроллеры скорости вращения колес, скорости движения авто, дросселя, расстояния и т. д.
Если транспортное средство оснащено круиз-контролем, то узел интегрирован в систему управления машиной.
Если рассматривать устройство круиз-контроля более детально, то контроллер позволяет определить расстояние до впереди идущей машины. Некоторые девайсы производят замер скорости передвижения. В качестве таких контроллеров могут применяться радары либо лидары. Основу лидара составляет инфракрасный луч или лазер. Такой тип контроллеров стоит дешевле радарных устройств, но он обладает не такой широкой функциональностью.
Действие контролера при определении расстояния до впереди идущей машины
При плохих погодных условиях, во время дождя, снега или тумана показатели лидара будут неточными. Поэтому на премиальных моделях авто устанавливаются радары. Такой контроллер не использует лазер, а определение скорости и расстояния выполняется посредством излучения электромагнитных волн. Волны подаются на автомобиль и отражаются от него, импульс переходит обратно на датчик. Скорость движения транспортного средства определяется в соответствии с частотой, которой отражаются волны.
Расстояние оценивается в соответствии с временным промежутком, за который импульс возвращается на контроллер. Полученная информация преобразуется в электронный импульс, подающийся на микропроцессорный модуль. Контроллер расстояния монтируется на передней части автомобиля, как правило, на решетке радиаторного устройства либо бампере. На практике наибольший радиус работы радара составляет в районе 200 метров при условии прямой видимости.
Более совершенные версии систем АСС включают в себя два контроллера. Первый используется для определения скорости и расстояния на длинной дистанции, а второй — на короткой. Длительный диапазон функционирует на скорости движения до 30 км/ч, а короткий обеспечивает возможность езды машины до ее остановки. Наличие контроллеров позволяет расширить функциональность системы и обеспечивает ее применение при движении на различных скоростях.
Микропроцессорный модуль предназначен для приема и обработки информации, поступающей с контроллеров и прочих дополнительных узлов, позволяющих определить:
- угол проворачивания рулевого колеса;
- радиус кривой;
- скорость езды машины;
- ускорение транспортного средства на поворотах;
- расстояние, а также скорость движения автомобиля, идущего спереди.
Как пользоваться круиз контролем. Общее руководство
Стандартная система круиз контроля имеет 5 управляющих кнопок, установленных на руле.
- «On» — ручное включение системы;
- «Off» — ручное выключение системы;
- «Set\Accel» — установка и увеличение значения контролируемой скорости;
- «Resume» — восстановление ранее установленного значения скорости;
- «Coast» — уменьшение контролируемого значения скорости;
Помимо этого система дополнительно управляется и от тормозной педали.
Перед применением круиз – контроля, необходимо ознакомиться с назначением органов управления и режимами работы системы контроля.
Основной переключатель режимов работы или панель управления имеет в конце клавишу активации системы, обозначенную характерным символом или надписью CRUISE и ON/OFF. Активировать систему можно как скорость движения автомобиля составит более 40 км/ч.
Система контроля имеет следующие режимы работы
- Задать контролируемую скорость и установить режим автоматического слежения позволяет режим «SET» (S);
- Изменить заданную скорость в сторону увеличения можно режимом «ACCEL» (+; А).
- Уменьшить заданную скорость можно при помощи режима «COAST» (–; С).
- Восстановить прежнее значение установленной скорости после изменения можно режимом «RESUME» (RES; R).
- Выйти из режима слежения за заданной скоростью позволяет режим «CANCEL».
Инструкция по применению режимов круиз контроля
- При скорости движения автомобиля от 40 – 100 км/ч, путем кратковременного нажатия переключателя в положение SET, можно перевести систему в режим автоматического слежения и управления скоростью движения.
- Удерживая переключатель в позиции COAS в режиме автоматического слежения, можно снизить скорость движения, а установить новое значение можно после отпускания переключателя. Путем кратковременного нажатия скорость движения можно снизить на 1,5 км/ч.
- Для принудительного выхода из режима автоматического поддержания заданной скорости нажимаем клавишу CANCEL.
Как включить и как отключить круиз-контроль?
На большинство автомобилях кнопки управления круиз-контролем расположены либо на рулевой колонке, либо на рулевом колесе.
Перед включением круиз контроля в активный режим, обязательным условием является выполнение определенного порядка действий:
Круиз контроль включен
1).Включение системы путем нажатия на кнопки с логотипом круиз-контроля или с надписью CRUISE и ON/OFF. При этом на приборной панели должен загореться индикатор системы контроля белого цвета. Разгоняем автомобиль до необходимой скорости (более 40 км/ч) и кратковременно нажимаем переключатель в положение SET (S). На приборной панели зеленым цветом загорится индикатор системы. При этом произойдет активация автоматического режима отслеживания.
Круиз контроль активирован
Чтобы повысить заданную скорость переключатель переводим в позицию RES/+ (RES/ACC), до того момента, пока автомобиль не наберет нужное значение скорости.
Чтобы уменьшить заданную скорость нажимаем и держим переключатель в позиции (COAST/SET), пока скорость не снизиться до нужного значения.
Для отключения режима автоматического управления скоростью нажимаем клавиши со значком отключения или с надписью CANCEL, кнопки выключения OFF, нажатием педали тормоза , переводом ручки автоматической КПП из положения D в нейтральное положение. Помимо этого отключение автоматического режима происходит и при резких ускорениях свыше 1,5 м/с.
Преимущества и недостатки
Главное преимущество – частичная разгрузка водителя от управления при долгих поездках по автомагистралям, в том числе и ночью, а также при движении в медленно ползущих пробках.
Но пока системы ACC не отличаются совершенством, поэтому недостатков довольно много:
- датчик радарного типа, а особенно лазерного часто загрязняется и отказывает до очистки;
- система плохо реагирует на внезапно появляющиеся препятствия;
- концентрация водителя на управлении неизбежно снижается со временем, проведённым в автоматическом режиме, что может привести к замедленной реакции на внезапную ситуацию;
- возникают опасные случаи при неожиданных перестроениях в регулируемую дистанцию автомобилей из соседних рядов;
- имеются ограничения при движении по закруглениям дороги, начиная с определённого радиуса поворота;
- иногда машина может из-за сбоев радара внезапно сбросить скорость, что опасно, если водители сзади не соблюдают безопасную дистанцию.
В целом система достаточно удобна, и водители быстро к ней привыкают, после чего уже пересаживаясь на другую машину начинают испытывать дискомфорт от её отсутствия.
Наверное, так будет происходить по мере внедрения всех прочих помощников автономного управления автомобилями, после чего вмешательство водителя станет определяться скорее спортивными, а не транспортными потребностями.
Механика и круиз-контроль
Не все имеют возможность купить автомобиль вроде Тойота Камри последнего поколения, где устанавливается адаптивный круиз-контроль вместе с автоматической трансмиссией. Кому-то досталась и обычная Веста на ручке. Но все равно оборудовать авто функцией поддержания заранее заданной водителем скорости очень хочется.
Зачем нужен автомобильный тахометр: какие виды бывают
Рубрика: Авто гаджеты
Неправильно считать, что подключение к машинам на механике круиза это нечто фантастическое и невозможное. Если разобраться и как следует постараться, функция появится практически на любом автомобиле. Только вы должны для начала решить, нужна вам такая система, либо никто ею в действительности пользоваться не будет. Не спешите тратить деньги на то, что вам не понадобится. Хотя окончательное решение в любом случае принимать вам. Ваш автомобиль — ваши правила.
Некоторые системы, такие как ГЛОНАСС, уже предусмотрены на многих авто в штатной заводской комплектации. А вот камеры заднего вида или те же автомобильные навигаторы часто приходится покупать и монтировать отдельно. Вопрос их необходимости в машине такой же актуальный, как и в случае с круиз-контролем.
Не спорю, что схема подключения КК на машины с АКПП намного проще. Автопроизводители еще с завода предусмотрели возможность установки системы. А потому для подключения достаточно купить оборудование и поставить согласно штатным местам.
А вот когда мы говорим про МКПП, здесь дела обстоят несколько сложнее. Если КК не предусмотрен заводом, все равно поставить девайс можно. Для этого своими руками или руками мастеров монтируется универсальное оборудование. Опытные автовладельцы советуют отдавать предпочтение немецким системам. Их цена выше, но зато вы получаете агрегат повышенной надежности. Переплата себя оправдывает. Только при покупке тщательно проверяйте все комплектующие и возможность вернуть товар, если он не подойдет.
Технически вам предстоит установить дополнительный кронштейн и подвески к педали газа специальный трос, обеспечивающий возможность поддержания скорости на заданных значениях. Плюс монтируется кнопки снизу дефлектора для управления. Но она будет выключаться всякий раз, когда вы будете давить на педаль газа. А потому придется повторно нажимать кнопку для активации круиза.
Вероятность полноценной работы
В функциональном плане установленный на машину КК мало чем будет отличаться от аналогичной системы на автомобилях с АКПП. Потому не сложно разобраться, как включить или как пользоваться новшеством.
Рекомендуем: Предпусковой подогреватель двигателя: установка своими руками
Вопрос только в том, для чего нужен вам круиз. Некоторые только со временем понимают, что это была ошибка ставить на машину такую систему. Если вы регулярно передвигаетесь по шоссе и трассам, где можно длительное время держать одну скорость, то дополнительный рычаг, отвечающий за круиз-контроль, точно не помешает. А вот при езде по городу в условиях плотного трафика и постоянных остановок круиз теряет свою актуальность и становится совершенно ненужным элементом.
Это как в случае с предпусковыми подогревателями для двигателя. Водители понимают, что они им совершенно не нужны, поскольку такие системы актуальны лишь для наиболее суровых климатических регионов с холодной зимой. Хотя против тех же противотуманных фар ничего не имею. Реально полезный помощник при плохой видимости на дороге.
Если вам нужен КК, его можно поставить довольно быстро. При этом управление не будет вызывать никаких сложностей. Уточните в автосервисе, можно ли установить круиз конкретно в вашем случае. Но практика показывает, что это возможно практически на любом авто.
Но также учтите, что здесь есть свои нюансы. А именно:
- Выезды в подъем. При таком движении в подъем машина не будет самостоятельно переходить на пониженную передачу при КК на механике. Это придется делать вручную;
- Чтобы заехать в горку на 5 передаче, нужно нажимать самостоятельно педаль газа. Иначе в подъем вы не выберитесь;
- При постепенном снижении текущей скорости движения машины (в том же подъеме) КК автоматически будет «вырубаться» на отметке 40 километров в час;
- Если есть кнопка RES, сбросить скорость водитель может за счет нажатия на нее 2 раза. Если ее нет, потребуется жать на педаль газа и определять новую требуемую скорость для КК пусковой кнопкой.
Как видите, свои нюансы здесь есть. Но они не критичные.
Потому все чаще можно встретить в сети видео инструкции, где гаражные мастера рассказывают об особенностях самостоятельной установки дополнительного оборудования. В случае с круиз-контролем я бы советовал обращаться к проверенным специалистам и в сертифицированные мастерские.
Виды круиз-контроля
Всего существует два вида круиз-контроля: пассивный и адаптивный:
- первый способен лишь устанавливать постоянную скорость движения транспортного средства;
- второй, в свою очередь, содержит сложные электронные устройства, которые позволяют дополнительно сканировать пространство перед автомобилем и динамически управлять им, в зависимости от условий дорожного движения.
Пассивный круиз-контроль
В функции более простого по конструкции пассивного круиз-контроля входит только поддержание скорость машины на определенном значении. Работает он следующим образом:
- С помощью специального датчика определяется частота вращения колес.
- Эта информация направляется на электронный микроконтроллерный блок.
- После обработки информации управляющий сигнал с этого блока посылается на исполнительное устройство, которое регулирует степень открытия дроссельной заслонки.
- Если водитель воздействует на педали «газа» либо тормоза, то система тут же отключается.
Необходимо заметить, что круиз-контроль не управляет автомобилем вместо водителя, а лишь поддерживает заданную скорость. Поэтому шоферу всё время необходимо контролировать складывающуюся ситуацию на дороге и постоянно быть начеку.
Адаптивный круиз-контроль (ACC, Adaptive Cruise Control)
Адаптивный круиз-контроль имеет более совершенное устройство и обладает большим набором дополнительных функций, основная из которых позволяет оценивать расстояние до движущихся впереди транспортных средств. Делается это с помощью специальных датчиков: радаров или лидаров. Их работа основывается на том же принципе, что и система «Парктроник».
- Радар — это датчик, который излучает радиоволну. Отражаясь от препятствия, она возвращается обратно. В зависимости от того, сколько времени прошло между моментом генерирования сигнала и приема его отражения определяется расстояние до объекта. Если данный интервал увеличивается, то впереди идущий объект ускоряется и наоборот. Отличительной особенностью радара является то, что испускаемые им радиоволны слабо поглощаются дождем или туманом, поэтому такие датчики замечательно работают в сложных погодных условиях.
- Лидар отличается от радара тем, что излучается не радиоволна, а инфракрасный лазерный луч. Данная система не очень устойчиво работает в тумане или при сильном дожде, поэтому на престижных автомобилях чаще устанавливают радары, а не лидары. Например, все современные модели автомобилей марки Mersedes-Benz оснащаются круиз-контролями только с радарными датчиками.
Микропроцессорный блок принимает сигналы с датчиков и формирует управляющие команды для исполнительных устройств. Последние модели ACC работают с несколькими датчиками расстояния. Дальний датчик работает на дистанции до 150 м, а ближний — до 30 м. Если необходимо резко остановить авто, то микропроцессорный блок формирует команду исполнительному устройству, оценивая информацию от ближнего датчика. Таким образом система позволяет избежать столкновений.
ACC работает на основе систем ESP и ABS. Если какая-либо из этих систем неисправна, то круиз-контроль отключается, информируя водителя с помощью звукового сигнала.
Если в процессе движения водитель вмешивается в работу системы адаптивного круиз-контроля, то она сразу же отключается и снова начинает работать, когда воздействие на педали газа и тормоза прекращается.
Полностью адаптированный круиз-контроль (Full Adaptive Cruise Control) позволяет привязать транспортное средство к впереди идущей машине. Данная система постоянно контролирует находящийся впереди автомобиль и синхронизирует движение с ним. Это позволяет в еще большей степени расслабиться за рулем и насладиться путешествием.
Основные узлы автомобиля, на которые воздействует ACC — это автоматическая коробка передач и дроссельная заслонка с электрическим приводом.
Современные электронные системы позволяют по-новому посмотреть на управление автомобилем. Умные и полезные автоматические помощники дают возможность снизить усталость от долгих поездок. Это позволяет сохранить водителю бодрость, а значит, он сможет более внимательно следить за дорожной ситуацией и вовремя среагировать на опасность.
Как пользоваться адаптивным круиз-контролем
Обычно все органы управления ACC выводятся на рукоятку подрулевого переключателя, которой и осуществляется активация системы, выбор скорости, дистанции, перезапуск режима круиза после автоматического отключения и корректировки параметров.
Возможно использование клавиш на мультируле.
Примерный порядок работы:
- предварительная настройка исходных параметров через меню информационной системы автомобиля, таких как регулировка интенсивности ускорений, режимов контроля дистанции, диапазонов скоростей;
- включение адаптивного круиз-контроля;
- после входа в режим регулирования можно подстроить нужную дистанцию или предельную скорость движения;
- при выходе из режима регулирования можно возобновить работу ACC.
Система может отключиться при возникновении некоторых событий:
- нажатие кнопки отмены;
- водитель выбрал нейтральную передачу или нажал на педаль тормоза;
- сработала одна из систем помощи водителю в экстремальных ситуациях;
- временно – если водитель нажал на акселератор, работа возобновится после отпускания педали;
- достигнута максимальная скорость или максимальные обороты двигателя;
- в системе обнаружены неисправности.
При пользовании ACC возможно возникновение ситуаций, когда круиз-контроль не сможет адекватно сработать. Самое распространённое – это отсутствие реакции на внезапно появившееся в полосе неподвижное препятствие.
Комплектующие
Система состоит из трех комплектующих:
- Датчик расстояния. Обычно используется два типа устройств: радары или лидары. Первые являются более дорогостоящими и применяются для ТС бизнес-класса. Действуют благодаря электромагнитным или ультразвуковым волнам. Замеряя длину волны, датчик реагирует на окружающие объекты. Лидары работают на основе инфракрасного лазерного излучения, но из-за этого больше подвержены влиянию погоды. Обычно предусмотрено сразу несколько подобных датчиков, для исключения ошибок. Радиус действия достигает 150 метров, однако есть устройства ориентированные на узкий круг действия или на более дальний.
- Блок управления. К ЭБУ поступают замеры с датчиков и устройств транспортного средства. Благодаря этому ЭБУ исчисляет и анализирует дистанцию до ближайших препятствий, боковое ускорение, скорость ТС, величину кривой.
- Дополнительное ПО. Отдельных систем контроля адаптивный круиз не имеет, но для подобных целей ACC использует некоторые системы автомобиля, например: АКПП, электронный привод дросселя, систему курсовой стойкости.
Составные части адаптивного круиз-контроля:
1. Электронный блок управления выступает в роли центрального мозгового центра всей системы. В конечном счёте, именно он осуществляет управление автомобилем и строго выполняет требования установки, в соответствии с заложенными программами. Блок управления регулирует поддержание заданной скорости, даёт команду затормозить или ускориться, даёт команду на строгое соблюдение дистанции.
2. Функциональные устройства. В действительности они состоят из множества электронных узлов. Эта адаптивная система взаимосвязана со многими другими системами автомобиля, а с помощью электроники он управляет автомобилем.
3. Датчик расстояния. Его задача заключается в точном определении расстояния до попутно двигающегося транспортного средства. Стоит отметить, что дальность современных датчиков достигает 150 метров, но и это не предел. Уже сейчас есть машины, у которых данный показатель значительно выше.
В заключении, можно отметить, что любой вид круиз-контроля не относится к числу необходимых опций автомобиля. Однако для многих автолюбителей он очень важен, особенно для тех, кто вынужден путешествовать на значительные расстояния по хорошим трассам. Такая система очень востребована среди дальнобойщиков, у которых нет возможности быстро передвигаться. Но если время, проводимое в дороге невелико, или приходится передвигаться в основном по городу, то надобности в такой системе никакой нет.
Как отключить круиз-контроль
Как отключить систему круиз-контроль зависит только от его типа. Для некоторых систем в процессе езды достаточно нажать на педаль тормоза – это и будет сигналом к отключению и авто перейдет в стандартный режим ручного управления. Другие системы можно отключить нажатием педали газа. В иных, для отключения системы необходимо воспользоваться специальной кнопкой или рычажком. Подробное описание по отключению каждой системы можно также найти в мануале.
Круиз-контроль отключается автоматически лишь в тех случаях, если значение скорости ускорения авто превышает 1,5 м/с, а также если в машине с АКПП перевести рычаг в нейтральное положение.
Важно! В условиях плохой видимости, мокрой дороги, сильного дождя, оледенения, снега и прочих неудобствах пользоваться системой круиз-контроль категорически запрещено!
Что такое круиз-контроль и как он работает?
Вспомогательные системы, которыми оснащается автомобиль, призваны помочь водителю в управлении транспортным средством. Одной из таких полезных систем является cruise control. Оборудование было изобретено в Соединенных Штатах Америки и может монтироваться на машины с механической или автоматической трансмиссией.
Что такое круиз-контроль в автомобиле?
Это устройство, главная цель которого – сохранять заданную скорость движения. Иными словами, система способна при снижении скорости увеличивать газ и ограничивать скорость в случае ускорения – к примеру, когда авто движется на спуск. И все это – без привлечения водителя.
Когда пригодится система?
Эта опция очень важна в затяжных поездках – уставшему, привыкшему к монотонной езде водителю понадобится надежный помощник. Двигаясь по длинному отрезку трассы, автолюбитель задает конкретную постоянную скорость – система сохраняет выбранный режим. Водитель же может поудобнее устроиться в кресле, расслабиться, дать ногам отдохнуть.
Городской трафик не позволит круиз-контролю максимально реализовать свой потенциал, поскольку автомобиль перемещается с непостоянной скоростью. Да и активизируется система, лишь когда авто едет быстрее 40 км/ч.
Как функционирует круиз-контроль?
Это простое устройство представляет собой сервопривод. При помощи троса или тяги он соединен с механизмом, который регулирует подачу газа. Когда машина едет со стабильной скоростью, педаль акселератора зафиксирована под определенным углом. Если водитель активирует круиз-контроль, то система запоминает это положение и фиксирует актуальную скорость.
Например, при движении авто в гору происходит следующее:
- Скорость падает.
- Датчики информируют об этом электронный блок.
- ЭБУ передает сервоприводу команду с целью переменить угол наклона сектора газа и повысить подачу топлива.
- Скорость начинает расти.
Как работает круиз-контроль на автомате?
В машинах с автоматом все процессы система осуществляет самостоятельно. Когда скорость дойдет до заданного показателя, сервопривод остановится, а сектор газа зафиксируется в нужном положении.
Как работает круиз-контроль на механике?
Функционирование системы в авто с механической трансмиссией практически ничем не отличается от работы на машинах с автоматом. Однако нюансы все же есть: автолюбителю придется принимать участие в процессе. Так, при движении на подъем с активированным круиз-контролем водитель не сможет перейти на пониженную передачу – ему придется дополнительно нажимать на газ, иначе преодолеть возвышенность не получится.
Можно ли дополнительно установить круиз-контроль?
Да, можно. Услуги по установке системы актуальны для автолюбителей, в штатной комплектации машин которых данное устройство не предусмотрено.
Как работать с круиз-контролем?
Блок управления находится на руле, что дает возможность использовать опцию с максимальным комфортом. Система предполагает наличие нескольких клавиш:
- ON/OFF – отвечает за активацию и дезактивацию.
- SET/ASSEL – регулирует скорость. Одно нажатие кнопки позволит системе запомнить ту скорость, с которой машина ехала во время нажатия. Последующее надавливание на кнопку увеличит скорость на конкретное значение.
- COAST – снижает скорость на заданное значение.
- RESUME – возвращает систему к скорости, актуальной ранее.
Обратите внимание на то, что, когда система активируется, соответствующий значок, расположенный на панели приборов, засветится зеленым. Также в авто с МКПП к управлению системой привлечены педали тормоза и сцепления
Даже несильное надавливание на педали деактивирует круиз-контроль, в результате чего авто переходит на ручное управление. В ряде моделей не предусмотрено наличие клавиш ON/OFF – их функции выполняет кнопка SET/ASSEL (отвечает за включение) и педаль тормоза (отвечает за выключение)
Также в авто с МКПП к управлению системой привлечены педали тормоза и сцепления. Даже несильное надавливание на педали деактивирует круиз-контроль, в результате чего авто переходит на ручное управление. В ряде моделей не предусмотрено наличие клавиш ON/OFF – их функции выполняет кнопка SET/ASSEL (отвечает за включение) и педаль тормоза (отвечает за выключение).
Что такое круиз-контроль в автомобиле?
К основным опциям круиз-контроля относится экономия горючего. Обычно она устанавливается только на премиальные машины Во время движения водитель то увеличивает скорость, то замедляет ее, ориентируясь на показания спидометра. В результате это приводит к тому, что расход горючего будет неравномерный.
Согласно статистике, при движении по трассе с включенной системой круиз-контроля расход топлива в среднем снижается на 4-12%.
Езда по дороге при постоянном скоростном режиме положительно отражается на изнашивании деталей и компонентов, а также применении расходных жидкостей. В соответствии с подсчетами специалистов, финансовые затраты на обслуживание могут быть снижены на 2%. Современные системы контроля скорости выполняют множество дополнительных функций. Они позволяют сканировать свободное пространство перед машиной и сообщают водителю о препятствиях на пути.
Нижний скоростной предел для функционирования круиз-контроля составляет около 30-50 км/ч. Верхний скоростной предел зависит от производителя авто, но обычно он 200-220 км/ч. Если скорость передвижения невысокая, к примеру, в условиях пробок, то водитель будет просто управлять рулевым колесом. Система автоматически увеличивает или снижает скорость езды, регулируя положение педалей тормоза и газа.
Устройство системы круиз-контроль
Схематическое расположение элементов системы на авто
Конструктивные составляющие системы контроля скорости движения:
- Блок управления или контрольный модуль. Эта часть выполнена в виде микропроцессорного компьютера, расположенного в моторном отсеке.
- Привод дросселя. В зависимости от типа системы устройство может быть электрическим либо пневматическим. Привод соединяется с дроссельным узлом.
- Переключательное устройство. Данный элемент выводится на руль, центральную консоль либо в область расположения контрольного щитка. Предназначен для активации и деактивации системы.
- Контроллеры. Число датчиков будет разным в зависимости от производителя и марки авто. Это могут быть контроллеры скорости вращения колес, скорости движения авто, дросселя, расстояния и т. д.
Если транспортное средство оснащено круиз-контролем, то узел интегрирован в систему управления машиной.
Если рассматривать устройство круиз-контроля более детально, то контроллер позволяет определить расстояние до впереди идущей машины. Некоторые девайсы производят замер скорости передвижения. В качестве таких контроллеров могут применяться радары либо лидары. Основу лидара составляет инфракрасный луч или лазер. Такой тип контроллеров стоит дешевле радарных устройств, но он обладает не такой широкой функциональностью.
Действие контролера при определении расстояния до впереди идущей машины
При плохих погодных условиях, во время дождя, снега или тумана показатели лидара будут неточными. Поэтому на премиальных моделях авто устанавливаются радары. Такой контроллер не использует лазер, а определение скорости и расстояния выполняется посредством излучения электромагнитных волн. Волны подаются на автомобиль и отражаются от него, импульс переходит обратно на датчик. Скорость движения транспортного средства определяется в соответствии с частотой, которой отражаются волны.
Расстояние оценивается в соответствии с временным промежутком, за который импульс возвращается на контроллер. Полученная информация преобразуется в электронный импульс, подающийся на микропроцессорный модуль. Контроллер расстояния монтируется на передней части автомобиля, как правило, на решетке радиаторного устройства либо бампере. На практике наибольший радиус работы радара составляет в районе 200 метров при условии прямой видимости.
Более совершенные версии систем АСС включают в себя два контроллера. Первый используется для определения скорости и расстояния на длинной дистанции, а второй — на короткой. Длительный диапазон функционирует на скорости движения до 30 км/ч, а короткий обеспечивает возможность езды машины до ее остановки. Наличие контроллеров позволяет расширить функциональность системы и обеспечивает ее применение при движении на различных скоростях.
Микропроцессорный модуль предназначен для приема и обработки информации, поступающей с контроллеров и прочих дополнительных узлов, позволяющих определить:
- угол проворачивания рулевого колеса;
- радиус кривой;
- скорость езды машины;
- ускорение транспортного средства на поворотах;
- расстояние, а также скорость движения автомобиля, идущего спереди.