Порядок действий при замене электролита в аккумуляторе
Замена электролита может дать долгосрочный положительный эффект только в случае с обслуживаемым аккумулятором. В необслуживаемых АКБ замену электролита проводить не рекомендуется, так как нет доступа к раствору. Слить кислоту можно через высверленные своими руками отверстия в дне такой АКБ, но это рискованно так как:
- АКБ переворачивать нельзя и сверлить отверстия придётся в горизонтально расположенной батарее, что может привести к повреждению дна и попаданию кислоты на дрель и на руки человека.
- Высверленные отверстия сложно загерметизировать, следовательно, высока вероятность того, что серая кислота будет вытекать из аккумулятора.
Поэтому, прежде чем производить замену кислоты в необслуживаемом аккумуляторе надо реально оценить последствия такой процедуры.
Для обслуживаемых АКБ, советы, как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля, следующие:
- Подготовить аккумулятор и слить электролит.
- Промыть банки.
- Правильно поменять кислоту и зарядить аккумулятор.
- Проверить батарею.
Для того чтобы заменить электролит самостоятельно, рассмотрим эти этапы подробно.
Подготовка АКБ и слив электролита
Для замены электролита понадобятся:
- средства индивидуальной защиты (резиновые перчатки и желательно очки);
- резиновая груша для скачивания жидкости;
- ёмкость, лучше стеклянная, в которую будет сливаться отработанная кислота;
- новый раствор и дистиллированная вода;
- воронка для залива жидкости;
- ареометр для измерения плотности.
Слив электролита в автомобильном аккумуляторе следует выполнять при комнатной температуре в такой последовательности:
- Отсоединить АКБ от клемм, удалить загрязнения и расположить на горизонтальной поверхности.
- Окрутить пробки на банках батареи, проверить состояние и уровень раствора, а также заряд батареи.
- С помощью резиновой груши или шприца, понемногу наклоняя батарею, удалить раствор из банок. Жидкость сливать в подготовленную стеклянную емкость. Слив можно считать завершенным, когда угол наклона АКБ будет составлять 450.
При сливе кислоты следует выполнять правила техники безопасности: избегать ее попадания на руки и на слизистые, в случае попадания кислоту обильно смыть водой. Отработанный электролит нельзя сливать в канализацию, вначале он должен быть нейтрализован.
Промывание аккумуляторной батареи
Промывание батареи — важный этап. Если не удалить остатки отработанного раствора, осадок и налет, то они приведут к быстрой потере свойств нового электролита в аккумуляторе.
Промыть аккумулятор можно так:
- Используя грушу наполнить все секции водой до соответствующего уровня. Отставить воду в секциях на 10-15 минут.
- Покачивая батарею взмутить осадок. Батарею нельзя сильно встряхивать.
- Откачать воду грушей.
- Залить чистую воду, выдержать 10-15 минут и снова слить.
- Повторять до тех пор, пока сливаемая вода не будет прозрачной.
При сульфатации пластин (образование кристаллического налета PbSO4) аккумулятор можно дополнительно промыть содовым раствором (0,5 кг соды на 5 л воды). Раствор заливается в банки, в процессе протекания реакции жидкость начнет бурлить. После окончания бурления (через 2-3 часа) раствор сливается с помощью груши. Затем банки надо заполнить солевым раствором (25 грамм соли на 1 л воды). Через час он также сливается. Таким образом, банки подготавливаются к заполнению электролитом.
Заливка электролита и зарядка АКБ
В качестве электролита предпочтительно использовать уже готовый раствор серной кислоты и воды, который можно приобрести в магазине. Он удобный в использовании и имеет необходимую плотность 1,27-1,28 г/см3. Для заливки потребуется 2,5-5 л раствора. Объем используемой жидкости зависит от емкости АКБ. При заполнении банок можно добавить присадку для десульфатации.
Электролит заливается в банки грушей или через воронку, вставленную в заливную горловину. Он должен покрывать пластины на 5 мм. Это объясняется тем, что после замены жидкости, аккумулятор будет заряжаться, и плотность может повыситься. Для ее снижения необходимо будет добавить дистиллированную воду, которая и займет оставленный объем.
После того, как жидкость залита в аккумулятор, его надо покачать для удаления пузырьков воздуха. При необходимости жидкость следует добавить.
Подготовка кислоты
Важно понимать, что взять любой электролит и залить его в резервуар нельзя. Для этой цели нужно подобрать специальную кислоту, которая соответствует строгим характеристикам
И одна из них заключается в плотности.
Желательно, чтобы показатель плотности составлял 1,28 г на кубический сантиметр. Для определения точных данных нужно использовать ареометр
Не секрет, что многие магазинные модели обладают плотностью 1,40 г, поэтому на этапе покупки важно уточнить этот момент
Опытные автомобилисты создают электролит своими руками, но его качество далеко от желаемого и находится на низком уровне. В результате эффективность работы аккумулятора оказывается под угрозой.
После завершения очистки банок и подготовительных этапов, можно переходить к заливке электролита. В процессе выполнения этого действия применяются:
- Лейка.
- Резиновые перчатки.
- Сам раствор.
Кроме этого, автомобилисту нужно воспользоваться ареометром, который позволит провести предварительную проверку плотности. В идеале она должна быть на уровне 1,28 г на кубический сантиметр. При условии, что отображенный показатель соответствует норме, можно медленно заполнять резервуар, заранее выделив нужное количество кислоты для каждого из них.
Заполнять резервуары нужно равномерным и постепенным образом, удаляя излишки резиновой грушей. Также их нужно вытирать тканью или салфеткой. Дальнейшее заполнение банок отличается простотой и не нуждается в каком-либо профессиональном подходе. Достаточно лишь определить показатели плотности и постепенно наполнять жидкостью пустые банки.
Рекомендуем: Как почистить клеммы аккумулятора автомобиля
Если резервуары окончательно заполнены, ни в коем случае нельзя начинать работу с аккумулятором. Лучше оставить его на 24−48 часов в режиме бездействия. Это позволит присадочным веществам окончательно раствориться, а воздуху — выйти наружу. Только после этого можно приступать к зарядке и проверке.
https://youtube.com/watch?v=heuK9x25wu4
Как заряжать аккумулятор после замены электролита
После заполнения батареи нужно подождать от 2 до 5 часов до окончания реакции и стабилизации плотности. Время ожидания зависит от емкости. Заряжать следует током, силой не более 2 А в автоматическом режиме зарядного устройства. После окончания зарядки батарея будет готова к использованию.
Метод доступен практически каждому, но стоит понимать, что аккумулятор после такой реанимации не может заменить новый. Этим способом следует пользоваться, чтобы выкроить время до покупки батареи
При этом важно помнить, что полная разрядка восстановленного аккумулятора приведет к глубокой сульфатации, реанимация после которой будет невозможна
Замена электролита в автомобильном аккумуляторе: основные этапы
На протяжении многих веков своего существования принцип действия свинцового аккумулятора не меняется. И, несмотря на множество новшеств в его конструкции, в том числе использование самых разных присадочных материалов, все АКБ по-прежнему не переносят постоянной перезарядки, равно как и глубокого разряда. Вряд ли существуют автовладельцы, которые ни разу не сталкивались с такой ситуацией
Отметим, что важно обнаружить проблему, пока батарея не вышла из строя. Сделать это можно, просто взглянув на электролит. Его помутнение – первый признак неисправности
Замена электролита в аккумуляторе в данном случае продлит срок его службы. Причем провести эту процедуру самостоятельно совсем не сложно
Его помутнение – первый признак неисправности. Замена электролита в аккумуляторе в данном случае продлит срок его службы. Причем провести эту процедуру самостоятельно совсем не сложно.
Как заменить электролит в аккумуляторе?
Для работы нам потребуются:
- электролит необходимой плотности;
- вода дистиллированная;
- зарядное устройство;
- ареометр
- заливная воронка;
- сода пищевая;
- емкость для сливания отработанного электролита;
- перчатки резиновые;
- очки защитные;
- ветошь.
Первые два материала продаются в любом автомагазине. В каком объеме они необходимы, можно узнать у консультанта или на просторах всемирной сети. Учтите, что промывать банки нужно два раза, поэтому дистиллированную воду стоит взять с запасом. Воронка подойдет стеклянная. А для слива электролита вполне сгодятся обычные бутылки, устойчивые к воздействию серной кислоты.
Подготовка к замене электролита в аккумуляторе
Снимаем аккумулятор и стираем загрязнения с его поверхности, используя ветошь, смоченную в растворе соды и воды (1-2 ст.л. соды на 1 л воды).
Далее откручиваем заливные пробки. Уровень жидкости должен быть на 1 см выше защитных приспособлений. Затем проверяем заряд аккумулятора. Заряжаем, если батарея разряжена, и даем ей остыть в течение 2-х часов.
Замена электролита в аккумуляторе в домашних условиях
С помощью ареометра откачиваем электролит поочередно из каждой банки, аккуратно наклоняя корпус батареи. При этом ни в коем случае не переворачивайте АКБ пробками вниз. Иначе шлам на дне банок может попасть в пластины, вызвать их замыкание и источник питания машины придется менять на новый. Для лучшего удаления электролита можно надеть на ареометр мягкую трубочку из поливинилхлорида, обязательно плотно закрепив ее. Затем откачанный электролит переливаем в подготовленные емкости.
Далее ставим аккумулятор в нормальное положение и заливаем в его корпус дистиллированную воду, используя стеклянную воронку. Не трясите аккумулятор. Для промывки банок достаточно попеременно в обе стороны плавно наклонять корпус батареи. Сливаем жидкость, согласно вышеописанной инструкции и проводим повторную промывку.
Заливаем электролит требуемой плотности в банки батареи до нужного уровня. Отметим, что чаще всего в магазинах продается электролит высокой плотности и его нужно разводить с дистиллированной водой.
Завершающий этап замены электролита в аккумуляторе
Залив электролит в аккумулятор, максимально плавными движениями наклоняйте корпус из стороны в сторону. Это позволит пузырькам воздуха выйти из банок. Дайте батарее постоять 2-3 часа. Затем проверьте уровень электролита и в случае необходимости долейте его до нужной отметки. Подзарядите АКБ токами 0,5-0,7 Ампер в течение 2-х часов.
В идеале после всех этих манипуляций нужно провести контрольно-тренировочный цикл – наполовину разрядить аккумулятор и снова зарядить на полную. Для этого подключите источник питания к клеммам батареи. Если замена электролита в аккумуляторе происходит в домашних условиях, можно использовать обыкновенные лампы накаливания от автомобиля мощность 12 Ватт. При этом контролируйте напряжение АКБ. Во время зарядки оно не должно падать ниже 10,5 Вольт. Полностью зарядив аккумулятор, завинчиваем заливные пробки и, согласно правилам полярности, устанавливаем его на автомобиль.
Правила безопасности при замене электролита на автомобильном аккумуляторе
Помните, что электролит — раствор серной кислоты, способный вызвать серьезный химический ожог кожи, глаз и слизистых оболочек. В случае попадания жидкости на тело, незамедлительно смойте ее раствором соды, промойте пораженное место проточной водой и обратитесь в медучреждение за помощью.
Проверка плотности
Плотность – важный показатель. От нее не только зависит, что нужно лить при малом количестве жидкости внутри АКБ, но и:
- температура замерзания электролита – в случае крайне низкой плотности, такой как 1,07 грамм на куб. см., он замерзнет уже при минус 5 градусов по Цельсию, а при не очень низкой (например, 1,30) температура замерзания составит аж минус 60 градусов;
- срок службы АКБ – чем более высокая концентрация серной кислоты, тем меньше прослужит батарея.
Правильное обслуживание аккумулятора заключается в периодическом контроле за плотностью. Делается это при помощи специального прибора, продающегося в любом автомобильном магазине – ареометра. Стоимость этого приспособления составляет 150 – 200 рублей.
Проверка должна производиться на полностью заряженном аккумуляторе. Ареометр должен показать значение от 1,27 до 1,29 грамм на кубический сантиметр. Все, что ниже или выше данного показателя, является отклонением от нормы.
Пошаговая инструкция, как проверить плотность аккумуляторов ареометром:
- берем приспособление;
- опускаем его поочередно в каждую банку;
- набираем электролитический раствор при помощи нажатия на грушу, находящуюся сверху прибора;
- смотрим значение, которое покажет градуированная шкала;
- определяем средний показатель в мм после осуществления измерений по всем 6 банкам.
После того как правильно была определена плотность, решится вопрос с тем, что нужно заливать, и нужно ли это делать вообще:
- если плотность оказалась повышенной, то нужно лить дистиллированную воду, то есть уменьшать концентрацию серной кислоты;
- наоборот, при пониженных значениях, нужно добавлять электролит, то есть повышать концентрацию серной кислоты.
Процедура доливки дистиллированной воды
В этой процедуре нет ничего сложного – просто заливаем понемногу в каждую банку. Далее проверяем уровень (см. выше). Как только он станет нормальным, еще раз производим проверку плотности.
Добавление или замена электролитического раствора
При низкой плотности нужно добавлять или вообще полностью менять электролит, находящийся в аккумуляторе.
Что именно делать, зависит от того, какая конкретно концентрация серной кислоты была определена по результатам замера ареометром:
- если от 1,2 до 1,27 грамм на кубический сантиметр, то электролитический раствор добавляется согласно нижеуказанному алгоритму (ситуация № 1);
- в случае же, если ниже 1,2 грамм на кубический сантиметр, то придется полностью менять (ситуация № 2).
Чтобы довести плотность до нормы путем добавления электролита (ситуация № 1), необходимо:
- откачиваем как можно больше жидкости из каждой банки аккумуляторной батареи (например, при помощи резиновой груши);
- берем электролит, купленный в автомобильном магазине, и заливаем в каждую банку половину от того объема, который откачали при помощи груши;
- немного встряхиваем АКБ, либо же даем на клеммы небольшую нагрузку (к примеру, подключаем автомобильную лампочку) – это нужно, чтобы добавленная и уже находящаяся в АКБ жидкости хорошо перемешались;
- произвести замер плотности – если она не достигла нормы, необходимо повторить вышеуказанные шаги еще раз.
Если плотность – крайне низкая, электролитический раствор придется весь заменить (ситуация № 2). Делается это сложнее, чем в случае добавления:
- нужно откачать раствор при помощи груши, шприца или иного приспособления;
- в банки залить дистиллированную воду;
- АКБ немного покачать из стороны в сторону;
- откачать залитую воду;
- повторять процедуру до тех пор, пока откачиваемая вода не станет прозрачной;
- залить новый электролит из бутылки исходя из объема, который требуется заливать в АКБ определенной емкости (см. таблицу выше);
- проверить уровень и плотность.
Правила заливки
Автомобилист должен следовать 3 основным правилам заливки электролита и дистиллированной воды:
- уровень электролита в АКБ должен быть на мм выше пластины – от 10 до 15;
- при необходимости доливки воды следует использовать именно дистиллированную – воду из-под крана лить категорически запрещено из-за наличия в ней примесей и солей тяжелых металлов, которые будут способствовать коррозии свинцовых пластин, их окислению;
- при контроле показаний ареометром следует учитывать климатические условия – если машина эксплуатируется преимущественно в северных регионах, то норма плотности чуть выше (около 1,30 – 1,31 грамм на 1 куб. см.), наоборот, если ТС используется на территориях с жаркой погодой, норма чуть ниже (1,25 – 1,26 грамм на 1 куб. см.).
Как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор?
Если владелец хочет добавить воду или залить электролит в необслуживаемую батарею, то ему понадобится снять крышку банок или проделать отверстия в верхней части кожуха (схема зависит от конструкции и производителя изделия). Каналы прокалываются острым шилом до момента упора в свинцовые электроды. Методика позволяет определить расстояние между верхней кромкой крышки и свинцовыми пластинами. Для обеспечения нормальной работы источника питания уровень электролита должен находиться на 10-15 мм выше верхней кромки электродов.
Если уровень раствора находится ниже требуемого значения, то необходимо добавить дистиллированную воду. Жидкость необходимо заливать при помощи медицинского шприца или резиновой груши вместимостью 10-20 см². Инструмент оснащается укороченной иглой, длина элемента позволяет контролировать уровень жидкости в банках. Пластиковое основание иглы не должно упасть в полость банки через отверстие.
После достижения требуемого уровня во всех банках рекомендуется покачать корпус батареи, обеспечивая смешивание воды и кислотосодержащего раствора. Резко трясти и переворачивать АКБ на бок запрещено, поскольку происходит попадание шлама между электродами. Нужно провести контрольный замер уровня: если жидкости в банках мало, то необходимо ввести дополнительную порцию дистиллированной воды. Отверстия заделываются герметиком, затем производится зарядка источника питания. Следует учитывать, что доливка воды позволяет временно восстановить параметры батареи.
Основы эксплуатации и обслуживания
Автомобильная аккумуляторная батарея собрана из шести аккумуляторов, последовательно соединённых электрически. Каждый аккумулятор имеет свою ячейку — «банку». Все шесть банок обобщены единым пластиковым корпусом. Аккумулятор представляет собой набор чередующихся положительных и отрицательных пластин, опущенных в электролитический раствор. Этот раствор изготовлен из серной кислоты, путём её разбавления химически чистой водой до плотности 1,28 г/см3. Отрицательные пластины (аноды) состоят из диоксида свинца. Положительные пластины (катоды) отлиты из свинца.
При отдаче электроэнергии происходит химическая реакция разложения диоксида свинца серной кислотой с образованием сульфата на катоде. Во время зарядки идёт обратная реакция. При разряде плотность электролита уменьшается ввиду расхода серной кислоты. Процесс зарядки восстанавливает кислоту, плотность раствора повышается. От качества электролита зависит продолжительность жизненного цикла аккумулятора и АКБ.
На современные автомобили устанавливаются малообслуживаемые или необслуживаемые батареи. Буквенные знаки индекса батареи означают:
- N – нормальный расход воды.
- L – малый расход воды.
- VL – очень малый расход воды.
- VRLA – малый расход воды с клапаном регулировки.
Самые популярные батареи индекса VL при нормальных условиях эксплуатации на исправном автомобиле не требуют добавления воды на протяжении всего срока эксплуатации.
Необслуживаемые батареи не имеют пробок в аккумуляторных банках, их можно определить по индексам GEL или AGM в наименовании. Они заправлены электролитом гелиевой консистенции или связанной жидкости, заключённой между пластинами в специальном стекловолоконном материале. Такие устройства имеют высокую стоимость и большой ресурс и не предназначены для доливки или замены электролита.
Замена электролита у современных АКБ, эксплуатирующихся на исправных транспортных средствах, не требуется. Батарея заправляется электролитом при вводе в эксплуатацию, с ним служит весь срок, вплоть до утилизации. Владелец только контролирует, при необходимости регулирует плотность и уровень электролита.
В жизни могут возникать ситуации, когда возникает вопрос о замене электролита:
- Помутнение раствора с сильной потерей ёмкости.
- Стабильное падение плотности до 1,20 г/см3 и ниже.
- Быстрый саморазряд.
- Длительная эксплуатация с полусухими пластинами.
- Замерзание раствора.
Ход работ
Для промывки понадобиться:
- Резиновая груша или специальное устройство для слива (подходит не для всех случаев);
- Емкость, куда будет все сливаться, желательно стеклянная или металлическая;
- Нагрузочная вилка;
- Резиновые перчатки, очки, одежда из плотного материала;
- Ареометр.
Полностью разрядите аккумулятор доступным для вас способом. Если банки не замкнуты (т.е. нет осадка на дне), то для удаления старого электролита можно использовать специальную конструкцию или резиновую грушу.
Насчет конструкции момент спорный, так как специалисты не рекомендуют наклонять АКБ больше, чем на 45 градусов, так как осыпавшиеся элементы пластин могут замкнуть последние.
Но наших людей это не останавливает, тем более многие умудряются для слива электролита, для промывки, сверлить в корпусе батареи дырки.
Дальше в каждую банку залейте дистиллированную воду и снова слейте. Повторяйте процесс пока из батареи не потечет (будет извлекаться грушей) чистая вода.
На завершающем этапе снова залейте дистиллированную воду и дайте отстояться ей 3-4 часа.
Если вы понимаете, что осадок есть (банка замкнута), то переворачивать батарею не стоит, так как этим только усугубиться ситуация.
Здесь на первом этапе извлекается жидкость резиновой грушей, потом проводится разборка АКБ, чистка его от осадка и старого электролита, сборка и герметизация. Стоит ли этим заниматься, каждый для себя решает сам.
Дальше идет этап замены электролита.
Читайте по теме как заряжать необслуживаемый аккумулятор..
Неисправности АКБ
Одна из основных неисправностей, встречающихся при обслуживании аккумулятора — потеря плотности. Причин в этом случае множество. Старение, сульфатация пластин, неграмотное обслуживание и т. д.
Наиболее часто встречающаяся неисправность — сульфатация пластин. Возникает при постоянном хроническом недозаряде. Для понимания возникновения, немного вспомним курс химии и те процессы, которые происходят в аккумуляторе.
В состав аккумулятора входят свинцовые решетки с расположенным внутри диоксидом свинца. Во время разряда происходит восстановление оксида свинца на катоде и обратный процесс (окисление) на аноде. Проще (хотя и не совсем верно) говоря на плюсе и минусе. В обоих случаях происходит образование сульфата свинца. При этом плотность серной кислоты, входящей в состав электролита падает.
Большинство автолюбителей совершают ошибку — после замера плотности доливают электролит, доводя плотность до необходимого уровня, что приводит к дальнейшей сульфатации и уже выходу аккумулятора из строя.
Важно: измерение плотности необходимо производить на полностью заряженном аккумуляторе и нормальном уровне электролита. Даже если в конструкции аккумулятора имеется индикатор заряда и он показывает, что аккумулятор заряжен, необходимо произвести полную зарядку при помощи внешнего зарядного. Окончанием заряда служит начавшееся выделение газа
И только после этого производить измерение плотности. О том, какая должна быть плотность электролита — смотрите в конце статьи
Окончанием заряда служит начавшееся выделение газа. И только после этого производить измерение плотности. О том, какая должна быть плотность электролита — смотрите в конце статьи
Даже если в конструкции аккумулятора имеется индикатор заряда и он показывает, что аккумулятор заряжен, необходимо произвести полную зарядку при помощи внешнего зарядного. Окончанием заряда служит начавшееся выделение газа. И только после этого производить измерение плотности. О том, какая должна быть плотность электролита — смотрите в конце статьи.
В случае, если плотность в норме (1,27-1,29) — достаточно всего лишь довести уровень электролита до рекомендуемого предела.
Если плотность меньше — произвести несколько циклов полного разряда и заряда и только после этого доливать электролит повышенной плотности, доводя значение до необходимого.
В случае, если плотность выше — необходимо добавлять дистиллированную воду.
Для обслуживаемого аккумулятора вопрос о том, как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее не стоит столь критично, как для необслуживаемого.
В первом случае для этого предусмотрены специальные пробки. Если их отвернуть, будут видны метки уровня, указывающие какой уровень электролита должен быть. В случае их отсутствия, необходимо доливать электролит или воду так, чтобы они скрывали поверхность пластин, как минимум, на 5-7мм, но не более, чем на 20 мм до уровня среза пробки.
Для необслуживаемого же отсутствие пробок хотя и не является критичным, создает определенные неудобства, особенно при необходимости поменять жижкость
Приходится сверлить отверстия, осуществлять контроль и определять, сколько электролита должно быть и затем запаивать, что весьма неудобно и затруднительно, а поскольку работа производится с достаточно агрессивной средой, то и требует определенных навыков и осторожности
Меры предосторожности при работе с электролитом
Не стоит забывать, что аккумуляторный электролит представляет собой раствор дистиллята с серной кислотой. Перед тем как менять электролит в аккумуляторе, ознакомьтесь с несложными правилами безопасности:
- Если вам пришлось самостоятельно приготавливать раствор, лейте в дистиллят кислоту: если сделать наоборот, получатся брызги, так как у воды меньшая плотность и она не может мгновенно проникать в толщу кислой жидкости.
- Нейтрализовать электролит, попавший на кожный покров, можно водой с мылом: потом поражённый участок смажьте кремом для удаления раздражения (подойдёт хотя бы детский, в крайнем случае воспользуйтесь содовым раствором, нейтрализующим кислоту).
- При попадании раствора в органы зрения, промойте их водой, затем фурацилином, растворив таблетку в 200 г воды. Обращение к медику обязательно.
- Удалить кислоту с одежды можно стиркой с мылом: сделать это надо немедленно, иначе пятно превратится в дырку.
- Зарядку ведите в открытом помещении (лучше в гараже): выделяющийся водород взрывоопасен – не допускайте присутствие рядом огня, не пользуйтесь спичками и не курите.
- Приняв решение сдать старую батарею на вторсырье, при перевозке ставьте её пробками вверх: выливающаяся кислота может разъесть практически любую поверхность.