Категории водительских прав в 2020 году с расшифровкой
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ФЗ № 196, в 2020-м году в РФ действует:
- 10 категорий водительских прав;
- 6 подкатегорий водительских прав.
Таблица с краткой расшифровкой категорий водительских прав в 2020 году:
Категория и отметка в ВУ, подтверждающая правомочие на управление соответствующей разновидностью автотранспортного средства | Описание вида ТС |
A | Мотоциклы. |
B | Легковые машины, а также небольшие грузовики, обладающие общей массой не свыше 3500 кг. |
BE | Легковые машины, использующиеся вместе с “большими” прицепами. |
C | Грузовики с весом более 3500 кг. |
CE | Грузовые машины, относящиеся к категории C, оборудованные “большим” прицепом. |
D | Транспортные средства, специально предназначенные для пассажирских транспортировок, с числом мест, кроме водительского, более 8-ми. |
DE | Сочлененные автобусы или машины категории D, сцепленные с “большим” (тяжелым) прицепом. |
Tm | Трамваи. |
Tb | Троллейбусы. |
M | Мопеды, а также легкие квадрициклы. |
Описание A
Наличие в ВУ разрешающей отметки напротив категории A свидетельствует о праве водителя управлять мотоциклами.
В соответствии с п. 1.2. ПДД, мотоциклом признается ТС, у которого два колеса и которое имеет:
- или двигатель с мощностью более 50 кубов (если мотоцикл оборудован двигателем внутреннего сгорания);
- или максимальную техническую скорость более 50 км/ч (при электродвигателях).
При этом с A можно ездить как на “обычных” мотоциклах, так и на оборудованных боковой коляской.
Обращаем внимание, что получать категорию водительских прав B1 в 2019 году, необходимую для вождения трициклов и квадрициклов, не нужно (достаточно A), если таковой имеет:
- мотоциклетную посадку;
- массу не более 0,4 тонн;
- максимальную эффективную мощность двигателя не более 15 киловатт.
Описание B
С наличием категории водительских прав B автомобилист получает право ездить на:
- легковых машинах с числом мест не более 8 и массой не свыше 3500 кг;
- вышеуказанных легковых автомобилях, сзади которых есть прицеп, имеющий массу не больше 750 килограммов.
Также с данной категорией можно ездить на легковой машине с прицепом массой и более 750 кг, при одновременном соблюдении следующих условий:
- масса прицепа равна или меньше массы автомобиля без нагрузки (см. п. 15 лицевой стороны ПТС);
- вес всей конструкции (машина + прицеп) не более 3500 кг.
Описание BE
В 2019 году потребуется категория водительских прав ВЕ в том случае, если не соблюдаются массовые характеристики для легковой машины с прицепом, указанные в предыдущем пункте. То есть BE нужно, когда:
- масса прицепного устройства больше 750 кг и превышает вес машины без нагрузки;
- а также в случае, если общая тяжесть конструкции (прицеп + машина) превышает 3500 кг.
Описание C
При наличии категории в водительском удостоверении C водитель может управлять:
- среднеразмерными грузовиками (весом от 3500 до 7500 кг);
- тяжелыми (свыше 7500 кг).
Также с данной категорией допускается ездить на указанных грузовых машинах, если они оборудованы прицепом, вес которого не более 750 кг.
Обращаем особое внимание, что в 2019 году категория водительских прав C не дает правомочий на управление легкими грузовиками с весом до 3500 кг – для этого нужно получить категорию B
Описание CE
Чтобы ездить на средних и тяжелых грузовиках, оборудованных прицепом весом более 0,75 тонн, потребуется наличие CE.
Описание D
Имея разрешающую отметку в ВУ “D”, гражданин получает право совершенно на законных основаниях ездить на любых автобусах (в том числе, и оборудованных прицепами весом до 0,75 тонн).
Описание DE
Если планируется вождение сочлененного автобуса, либо же “обычного” с прицепом массой более 0,75 тонн, то потребуется разрешающая отметка вышеуказанной категории.
Чтобы ездить на трамваях, в 2019 году потребуется категория водительских прав Tm, на троллейбусах – Tb.
Описание M
Наличие данной отметки в ВУ обуславливает право автомобилиста водить:
- мопеды;
- а также легкие квадрициклы.
На основании аб. 2 ч. 7 ст. 25 ФЗ № 196, если есть любая другая категория или подкатегория, то получать отдельно M для управления мопедами не нужно. Например, при наличии A, B, C, D (всех или любой из вышеперечисленных).
Категории водительских прав
В 2019 году в список категорий транспортных средств внесены поправки с целью улучшения безопасности движения: теперь в списке содержать 7 основных и 4 вспомогательные категории ТС. В обозначениях вспомогательных подкатегорий к литерам добавляются цифры.
Основные категории транспорта
- A – дает право на управление любыми видами мотоциклов, в том числе с колясками, имеющими объем двигателя больше 125 см³, а также другими видами мототехники с тремя или четырьмя колесами, имеющими снаряженный вес не более 400 кг.
- B – дает право на управление легковыми автомобилями, имеющими суммарную массу до 3.5 тонн, способными перевозить не более 8 человек (в том числе микроавтобусы, легкие грузовики и внедорожники). Прицеп для легкового автомобиля не должен превышать 750 кг, а суммарный вес автомобиля с прицепом должен быть не более 3.5 тонн.
- C- категория для управления грузовиками массой более 3.5 тонн. Разрешен прицеп весом не более 750 кг.
- D – дает право на управление автобусами, перевозящими более 8 человек (кроме водителя), грузовыми машинами с прицепом общим весом более 750 кг. Каких либо ограничений по массе и конструкции транспорта нет.
- BE, CE и DE – введены вместо отменены категории E, и дают право на управление транспортными средствами В, C и D с прицепами без ограничений по массе.
- Tb, Tm – категории для водителей трамваев и троллейбусов. Ранее допуск просто указывался в графе «Особые отметки», но теперь под эти виды транспорта созданы отдельные категории.
- M – введена в 2014 году в дополнении к категории А и дает разрешение на управление скутерами и мопедами с объемом двигателя до 50 см³, которые по своим техническим данным не попадают в А. Когда вы получаете водительское удостоверение, отметка М ставится автоматически.
Дополнительные подкатегории транспорта
Дополнительные подкатегории устанавливают некоторые ограничения на право управления транспортом основных категорий и расширяют их толкование:
- A1 – ограничение на управление тяжелыми мотоциклами (разрешены только легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 см³).
- B1 – разрешение управлять мототранспортом с 3 или 4 колесами, имеющим объем двигателя более 50 см³, и автомобилями с разными вариантами управления (мини-тракторы и квадроциклы, на которые надо получить права тракториста, имеющие мотоциклетный мотор и мото- или авторулевое управление с ручным или ножным переключением передач).
- C1 – ограничение на право вождения грузовиков с массой до 7.5 тонн и прицепом с массой до 750 кг.
- C1E – как и в подкатегории C1, ограничивает общий вес транспорта с прицепом 12 тоннами, а вес прицепа не может быть более 7.5 тонн.
- D1 – разрешение на управление автомобилями с количеством 8-16 человек и прицепом с весом не более 750 кг.
- D1E – как в категории D1, ограничивает право управления пассажирскими автомобилями с прицепом общей массой не более 12 тонн (прицеп не может весить больше автомобиля).
При использовании дополнительных категорий, водителям следует обращать внимание на следующие нюансы:
- D1E отличается от D1 тем, что разрешает управление автобусами, сочлененными из двух половин, и не ограничивает массу прицепа.
- D1 отличается от D1E только ограничением по весу допустимого грузового прицепного устройства.
- C1 и C1E, как и D1 с D1E допускают одинаковые требования к прицепам, и отличаются только по виду разрешенного транспорта (грузовой автомобиль и пассажирский автобус).
Получить право на управление определенной категорией транспортных средств можно только после прохождения обучения в автошколах и сдачи экзаменов в ГИБДД. При необходимости, автолюбитель может открыть новые категории и расширить доступ к управлению разными видами транспортных средств, пройдя переаттестацию и сдав экзамен по вождению. В этом случае выдается новое водительское удостоверение с новыми отметками о допусках к управлению ТС.
Для получения водительских прав установлены возрастные ограничения, в зависимости от типа транспорта.
- С 16 лет выдаются права на управление скутерами и мопедами;
- для управления легковыми и грузовыми авто необходимо достичь возраста 18 лет;
- управлять пассажирским транспортом можно с 21 года.
Некоторые категории, например BE, CE, DE открываются водителям, которые имеют стаж вождения от 1 года. Обучение могут проходить лица, не достигшие требуемого возраста для получения соответствующих прав, а права получают после того, как достигнут требуемого возраста.
Подкатегории Е: каким транспортом можно управлять
Транспортные средства – легковые, грузовые автомобили и автобусы имеют разную собственную массу и грузоподъёмность. Для управления ими нужны навыки разного уровня. Водители допускаются за руль с разного возраста. Высокая сложность и ответственность требуют большую гражданскую зрелость.
Раз одиночные автомобили имеют градацию, значит, эксплуатация их с прицепом тоже должна быть дифференцирована в зависимости массовых и других характеристик, влияющих на управляемость автопоезда. Быть водителем категории Е – это иметь более высокую квалификацию, ответственность, социальную зрелость. Не зря 26 статья закона 196 (безопасность движения) допускает к вождению автомобилей с прицепами только тех, кто имеет годовой стаж вождения соответствующей категории без прицепа.
ВЕ
Самый младший автомобильный класс. Это не значит, что он не способен превратиться в автопоезд. Прицепы популярны у дачников, рыбаков-охотников, представителей малого бизнеса и просто любителей возить больше, чем вмещает багажник не только седана, но и универсала.
Если прицеп с полной загрузкой может весить меньше 750 кг, а вместе полностью гружёной машиной не тяжелее 3,5 тонн, права категории Е не нужны. Достаточно имеющейся литеры В, разрешающей водить транспортное средство массой до 3500 кг.
Если любой из этих пределов – 750 кг или 3,5 тонны – превышен, водителю прямая дорога за парту автошколы, чтобы учиться и получать права категории Е. Всё сказанное о весовых лимитах можно проверить, заглянув в 1 пункт 7 статьи 196 закона.
Внимание! К сдаче экзамена допустят при наличии 12-месячного опыта езды без прицепа
СЕ
Грузовики – самые распространённые автомобили, эксплуатируемые с прицепами. Кстати, полуприцепы (бортовые, фургоны, телеги), одной стороной опирающиеся на сцепной узел – седло – тягача, не выделены в отдельный вид. Они тоже считаются прицепами, и на них распространяются общие правила.
В этом разделе категории Е водительских прав есть ограничение: максимально допустимая масса прицепа должна превышать 750 кг. Если он не дотягивает до этой границы – не тележка из универсама, а просто небольшой прицеп для легковушки – можно по аналогии с легковыми автомобилями обойтись без категории с буквой Е. Просто С или ВС.
Примечание! За руль тягача категории С можно садиться с 18 лет. Значит, ездить на грузовике с прицепом разрешено только с 19.
DE
Это самая ответственная категория – пассажирский транспорт с прицепом. Обычно в их роли предстают городские сочленённые автобусы, на 100 и больше человек. В этом качестве может выступить и прицеп-кунг. Если его везёт обычный грузовик, водителю всё равно надо иметь категорию D с добавкой Е – BE и DE.
Категория D не является исключением из общего порядка – с ней тоже можно буксировать прицепы максимальной допускаемой массой до 750 кг без открытия дополнительной категории Е водительских прав. В законе об этом не упоминается, но наверняка имеется в виду прицеп грузовой, не пассажирский.
Иметь в виду! Водить автобусы с прицепом (сочленённые) или грузовики с пассажирским прицепом-кунгом можно с 22 лет.
C1E
Это уменьшенная вариация СЕ. Она тоже разрешает езду с прицепом тяжелее 750 кг, но легче грузовика-тягача без нагрузки. При этом грузовик-буксир должен относиться к категории С1, т. е. весить больше 3,5, но меньше 7,5 тонн.
Общая предельная масса автопоезда не может превышать 12 тонн.
Так же, как в случае с «материнской» группой CE, прицеп с наибольшим общим весом до 750 кг можно возить, не имея права категории Е. Нижний возрастной предел, с учётом годичного стажа езды без прицепа, составляет 19 лет.
D1E
Если коротко, это то же самое, что С1Е, но тягач – автобус, а водитель не моложе 22 лет (21 год для D или D1 плюс год опыта для права ездить с прицепом). Всё остальное – прицеп с грузом – тяжелее 750 кг, общая масса автопоезда – максимум 12 тонн, прицеп до 750 кг можно возить без водительского удостоверения категории Е – так же, как в С1Е.
Пассажирские
1. B — к ней относятся легковые автомобили:
- с РММ до 3500 кг;
- для перевозки пассажиров;
- число сидячих мест не больше 8, кроме водительского.
В соответствии с обозначенными требованиями допускается управлять микроавтобусами, небольшими грузовиками и джипами (в ТР к данному виду относятся кат. М и N1). Права на данный вид ТС выдаются с 18 лет.
Движение в составе с прицепом должно осуществляться при соблюдении следующих условий:
- РММ прицепа до 750 кг;
- прицеп с большей массой не должен быть тяжелее автомашины без нагрузки;
- вес общего состава ТС должен равняться 3,5 т или быть менее этой цифры.
В качестве примера: пусть максимальный вес автомобиля 1900 кг, без нагрузки — 1400 кг (пункт 14, 15 паспорта ТС). Если присоединить прицеп массой 1300 кг, то общее значение будет 3200 кг, что не превышает установленного показателя.
2. Подкатегория B1: трициклы, квадрициклы
Обратите внимание, виды транспорта «квадрИцикл» и «квадрОцикл» различны, поэтому для управления первым обычные права на управление вторым видом не подойдут
ТС этого типа напоминают небольшой автомобиль, они имеют 3-4 колеса, автомобильный руль, с места для водителя и пассажиров. Небольшая мощность двигателя таких машин не дает развивать скорость больше 50 километров в час.
3. D — к указанной категории относят следующие автомобили:
- для перевозки пассажиров;
- более 8 сидячих мест, не считая водительского;
- может быть прицеп с массой до 750 кг.
К таким ТС относят:
- троллейбусы,
- автобусы,
- специализированные пассажирские (ТР – М2, М3).
Водитель кат. D может вести небольшие автобусы (D1). Они обычно используются в качестве маршрутных такси, а также бывают многоместными туристическими.
Управлять сочлененными автобусами (с гармошкой) с кат. D не разрешается, необходимо открытие кат. DE. Также это необходимо и для буксировки прицепов весом от 750 кг.
4. D1 — это небольшие автобусы вместимостью 8-16 сидячих мест, помимо водительского. ТС этого вида могут использоваться в составе с прицепом до 750 кг. По назначению автобусы классифицируются так:
- пригородные/городские,
- местного сообщения/междугородные.
В нашей стране хорошо эксплуатируются микроавтобусы импортного производства, некоторые из них имеют количество мест более 16, поэтому подкатегории D1 в данном случае будет недостаточно.
Для буксировки прицепов, РММ которых от 750 кг, а также управления автобусами «гармошкой» (сочлененными) требуется ВУ категории DE.
Таблица новых категорий прав 2020 года с описанием
После внесенных в 2013 году правок в государственный нормативный акт, в России числится 5 основных категорий ТС и 4 подкатегории. Автомототехника, которая входят в каждую из этих групп, представлена ниже в таблице. Чтобы понять, какими транспортными средствами разрешено управлять обладателю ВУ, следует рассмотреть каждую из них подробно:
- A — предоставляет полномочие управлять мототехникой (разрешено использовать коляску) и другими самоходными средствами передвижения, оснащенными 3 и 4 колесами, при условии, что их вес будет ограничен 400 кг; А1 — разрешает езду на мотоциклах, у которых двигатель имеет такие характеристики: объем — не более 125 см³, мощность — 11 кВт.
- В — позволяет ездить за рулем «легковушек», внедорожников и микроавтобусов, которые оснащены местами для пассажиров — максимум 8 сидений. Разрешается использовать прицепной транспорт, не оборудованный двигателем, но суммарный вес ТС с ним не должен превышать 3500 кг; BE — обозначает, что допускается использовать прицеп массой больше 750 кг, при учете, что общий вес ТС не превысит 3500 кг. B1 позволяет управлять трициклами и квадрициклами;
- С — автомобилист может управлять машиной с массой не меньше 3500 кг и не больше 7500 кг, за исключением машин, в которых имеется более 8 мест для пассажиров. В основном это автомобили для перевозки тяжелых грузов. Допускается наличие прицепа с максимальным весом 750 кг; СE — аналогична BE, но допускается общая масса ТС 7500 кг; С1 предполагает вождение ТС с весом до 7500 кг + прицеп 750 кг; С1Е снимает ограничение с массы прицепа, но он не должен весить больше авто, а суммарный вес составлять не более 12000 кг;
- D — дает право водителю перевозить пассажиров на автотранспорте, в котором имеется более 8 пассажирских сидений, не считая кресла шофера. Весовых ограничений не предусмотрено, но вес прицепа (если он имеется) не должен быть больше 750 кг; DE — предоставляет возможность управлять «автобусом-гармошкой», а также позволяет соединение с прицепом массой более 750 кг.
- М — позволяет водить ТС с мощностью меньше, чем у мотоцикла. К такой технике относят легкие квадроциклы и мопеды. Если у водителя открыта любая из вышеописанных категорий, отметка М в правах не нужна;
- Tm и Tb — дают полномочия управлять таким общественным транспортом, как трамвай и троллейбус. Чтобы получить разрешение управлять средством передвижения такого типа, необходимо пройти специальную подготовку.
Что изменилось в водительском удостоверении в 2020 году
Водительское удостоверение 2020 года разработано в соответствии с международными стандартами и котируется в странах, подписавших в Вене соглашение об одинаковых стандартах ПДД. Документ представлен в виде карты, изготовленной из пластика. Он имеет усовершенствованную защиту от подделки и штриховой код для автоматизированного учета. Реформы коснулись не только категорий и внешнего вида прав, но и графы «особые отметки».
Особые отметки
Обновленное водительское удостоверение содержит вместо одной две графы «особые отметки», которые находятся на тыльной стороне карты. Одна из них располагается последним столбиком №12. В нее вносят указания, которые имеют отношение только к одной категории. Вторая представлена строкой под №14 и находится под таблицей. Она указывает на ограничения, которые относятся ко всем доступным водителю категориям.
В новом документе могут присутствовать такие отметки: ML, MC, APS, GCL, HA/CF, дубликат, водительский стаж, мед. справка обязательна.
Планируемые изменения в получении прав
В скором времени ГИБДД планирует изменить экзаменационные теоретические и практические задания для получения водительского удостоверения. Усложнятся маршруты, по которым экзаменуемый будет демонстрировать навыки вождения, добавятся новые вопросы для тестового задания. Кандидата на получение разрешения водить авто будут оценивать, опираясь на его умение управлять ТС, а не на количество нарушений ПДД, которые он допустил во время экзамена.
Описание каждой категории
Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.
Например, Hummer H1 по ПТС попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D.
Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.
Мотоциклетная техника
Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.
Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1.
Подкатегория А1 – облегченные и маломощные мотоциклетные средства с двигателем объемом 50-125 куб см, и силой до 11 кВт.
Легковые автомобили
Этот самый распространенный класс транспортных средств на наших дорогах:
Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.
Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В, но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.
Подкатегория B1 – Данная подкатегория никакого отношения к легковым машинам категории В не имеет. Требуется она для вождения трициклов и квадрициклов.
Открывается подкатегория В1 при наличии в правах категорий А или В.
Однако виды транспортных средств при этом различны:
- категория А открывает допуск к вождению квадрициклов с мотоциклетной посадкой (органы управления и руль как у мотоцикла) и в этом случае в столбце 12 будет проставлено ограничение MS;
- категория В позволяет управлять квадрициклом с автомобильной посадкой (руль, сидения, педали, переключатели автомобильного типа), на правах в этом случае будет стоять соответствующая отметка AS;
- если же у водителя имелись обе категории (А и В), ему будет доступен транспорт подкатегории В1 без каких-либо ограничений.
Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.
Грузовой транспорт
Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.
Категория С – Грузовики общей массой свыше 3,5 т. Данная категория подойдет для управления всеми видами тяжелого грузового транспорта, например, самосвалами и автофурами.
Подкатегория С1 – Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 т, подходит для транспортировки малогабаритных и мелких грузов.
Подкатегория СЕ – Вождение грузовика категории С с тяжелым прицепным устройством массой свыше 750 кг.
Подкатегория С1Е – Вождение грузового транспорта, сцепленного с прицепом, масса которого составляет более 750 кг. Общий вес грузового состава в этом случае не должен превышать 12 т.
К категории С относятся также и большие внедорожники, полный вес которых не укладывается в границу категории В.
Автобусы
Категория D – Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.
Подкатегория D1 – Вождение пассажирского авто, с сидячими местами для пассажиров от 8 до 16. В эту категорию попадают привычные всем газели и другие микроавтобусы.
Подкатегория DE – Автобусный транспорт с прицепом массой более 750 кг.
Подкатегория D1Е – Автобусы прицепных конструкций, с общей массой до 12 т.
Категории Tm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.
Категории удостоверений водителя
В зависимости от вида, массы и мощности транспорта, которым управляет автолюбитель, существует несколько разновидностей прав. Для вождения легкового или грузового авто требуется иметь совсем другие навыки, чем для управления мотоциклом. Если за рулем транспорта находится водитель с удостоверением, не соответствующим категории машины, такое вождение считается нарушением и наказывается штрафом.
Из определенных настоящими правилами пяти разновидностей четыре из них имеют подкатегории, и две специальные, для вождения электрического общественного транспорта. Для получения подкатегорий прав не нужно сдавать экзамены, они автоматически присваиваются при получении удостоверения основного водительского документа. Обратной зависимости в таких случаях не предусмотрено.
Изменения в удостоверении водителя
Начало апреля 2014 года послужило датой появления новых водительских удостоверений, категории в которых добавились следующим образом:
- М — легкие квадрициклы, скутеры и мопеды;
- А1 — мотоциклы, имеющие двигатель до 125 см 3;
- А — все мотоциклы;
- В1— вождение трициклов, езда на квадрициклах;
- BE – вождение легковой машины, имеющей сзади прицеп;
- D 1 – шоферам автобусов и грузовых авто для перевозки до 16 человек;
- С1 – пикапы и другие машины, поднимающие груз до 7,5 тонны;
- отметка АТ – вождение автомобиля с коробкой передач автоматического типа.
До этого времени для вождения скутера не требовались права. Поправки в соответствующих законах о безопасности движения на дорогах принимались еще в 2013 году. До нового изменения существовало пять общих разновидностей:
- А – управление мотоциклами;
- В – машины до 3,5 тонны;
- С – авто, перевозящие груз свыше 3,5 тонны;
- D – пассажирские перевозки с числом мест до восьми, помимо водителя;
- Е – транспортные составы.
Теперь их стало десять, появились еще шесть подкатегорий.
Как распределяется управление транспортом в зависимости от категорий?
Автомобилисты, имеющие удостоверение в одной группе, не пересдают экзамен на следующую подкатегорию. Автолюбители, у которых открыты категории, водят следующие средства:
- А – управление квадроциклами с системой мотоциклетного управления и мотоциклы подкатегорий В1 и А1;
- В — вождение квадроциклов с системой автомобильного управления подкатегории В1;
- С – управление транспортом подкатегории С1;
- D – вождение автобуса подкатегории D 1;
- СЕ – управление авто с прицепом подкатегории С1Е;
- DE – вождение машины с грузовым прицепом подкатегории D 1 E;
- М – категория мопедов всех видов.
По случаю введения нового образца удостоверения водителя старые права можно не менять, они будут действовать до окончательной даты. После окончания действия или при обмене документов сдавать экзамены будет не нужно.
Правила получения ВУ определенной категории
Чтобы получить удостоверение водителя в Российской Федерации, необходимо пройти курс обучения в автошколе, медицинскую комиссию, сдать экзамен в ГИБДД и оплатить государственную пошлину. В некоторых случаях автолюбитель также должен достичь определенного возраста и иметь стаж вождения.
С какого возраста можно получить права
Начать обучение, которое позволит получить любительские права, можно в 14 лет. Разрешение на управление определенным видом ТС получают в разном возрасте:
- управлять самоходной техникой законно будущий водитель будет только после исполнения 16 лет. До совершеннолетия он может претендовать только на вождение техники групп, обозначенных аббревиатурой А, А1 и М;
- в 18 лет автомобилисту открывается доступ к категориям В, В1, С и СЕ. Чтобы получить отметку С, у водителя должно быть ВУ любительского типа;
- в 21 год есть возможность получить право на управление ТС, которое предполагает перевозку пассажиров.
Почему могут отказать в выдаче прав?
Получить разрешение на вождение ТС не всегда просто. В некоторых случаях автолюбителю могут отказать в выдаче ВУ:
- если был собран не полный пакет нужных документов;
- если предоставленные справки повреждены, а информация, которая в них содержится, не читабельна;
- если предоставленные документы поддельны или в них допущена ошибка.
Если возникли трудности с выдачей удостоверения, связанные с погрешностями в документах, достаточно исправить ошибку и повторить операцию. Но если государственными органами были обнаружены поддельные бумаги, избежать штрафа не удастся.
Получение дополнительной категории
Задания по теории и практике вождения в автошколах отличаются зависимо от того, каким ТС планирует управлять автолюбитель. Поэтому для открытия новой, более сложной категории придется повторно пройти курс обучения. Для расширения своих возможностей нужно написать заявление на поступление в автошколу и собрать такие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- имеющиеся права;
- мед. заключение о состоянии здоровья;
- чек, подтверждающий оплату госпошлины.
После окончания курсов вождения и успешной демонстрации знаний, водитель получает возможность садиться за руль нужной ему автотехники.
Важно знать! Получить в ВУ отметку ВЕ, С1, С1Е, D1 может только тот автомобилист, который имеет стаж вождения не меньше 1 года
Подкатегории Е: каким транспортом можно управлять
Транспортные средства – легковые, грузовые автомобили и автобусы имеют разную собственную массу и грузоподъёмность. Для управления ими нужны навыки разного уровня. Водители допускаются за руль с разного возраста. Высокая сложность и ответственность требуют большую гражданскую зрелость.
Раз одиночные автомобили имеют градацию, значит, эксплуатация их с прицепом тоже должна быть дифференцирована в зависимости массовых и других характеристик, влияющих на управляемость автопоезда. Быть водителем категории Е – это иметь более высокую квалификацию, ответственность, социальную зрелость. Не зря 26 статья закона 196 (безопасность движения) допускает к вождению автомобилей с прицепами только тех, кто имеет годовой стаж вождения соответствующей категории без прицепа.
ВЕ
Самый младший автомобильный класс. Это не значит, что он не способен превратиться в автопоезд. Прицепы популярны у дачников, рыбаков-охотников, представителей малого бизнеса и просто любителей возить больше, чем вмещает багажник не только седана, но и универсала.
Если прицеп с полной загрузкой может весить меньше 750 кг, а вместе полностью гружёной машиной не тяжелее 3,5 тонн, права категории Е не нужны. Достаточно имеющейся литеры В, разрешающей водить транспортное средство массой до 3500 кг.
Если любой из этих пределов – 750 кг или 3,5 тонны – превышен, водителю прямая дорога за парту автошколы, чтобы учиться и получать права категории Е. Всё сказанное о весовых лимитах можно проверить, заглянув в 1 пункт 7 статьи 196 закона.
Внимание! К сдаче экзамена допустят при наличии 12-месячного опыта езды без прицепа
СЕ
Грузовики – самые распространённые автомобили, эксплуатируемые с прицепами. Кстати, полуприцепы (бортовые, фургоны, телеги), одной стороной опирающиеся на сцепной узел – седло – тягача, не выделены в отдельный вид. Они тоже считаются прицепами, и на них распространяются общие правила.
В этом разделе категории Е водительских прав есть ограничение: максимально допустимая масса прицепа должна превышать 750 кг. Если он не дотягивает до этой границы – не тележка из универсама, а просто небольшой прицеп для легковушки – можно по аналогии с легковыми автомобилями обойтись без категории с буквой Е. Просто С или ВС.
Примечание! За руль тягача категории С можно садиться с 18 лет. Значит, ездить на грузовике с прицепом разрешено только с 19.
DE
Это самая ответственная категория – пассажирский транспорт с прицепом. Обычно в их роли предстают городские сочленённые автобусы, на 100 и больше человек. В этом качестве может выступить и прицеп-кунг. Если его везёт обычный грузовик, водителю всё равно надо иметь категорию D с добавкой Е – BE и DE.
Категория D не является исключением из общего порядка – с ней тоже можно буксировать прицепы максимальной допускаемой массой до 750 кг без открытия дополнительной категории Е водительских прав. В законе об этом не упоминается, но наверняка имеется в виду прицеп грузовой, не пассажирский.
Иметь в виду! Водить автобусы с прицепом (сочленённые) или грузовики с пассажирским прицепом-кунгом можно с 22 лет.
C1E
Это уменьшенная вариация СЕ. Она тоже разрешает езду с прицепом тяжелее 750 кг, но легче грузовика-тягача без нагрузки. При этом грузовик-буксир должен относиться к категории С1, т. е. весить больше 3,5, но меньше 7,5 тонн.
Общая предельная масса автопоезда не может превышать 12 тонн.
Так же, как в случае с «материнской» группой CE, прицеп с наибольшим общим весом до 750 кг можно возить, не имея права категории Е. Нижний возрастной предел, с учётом годичного стажа езды без прицепа, составляет 19 лет.
D1E
Если коротко, это то же самое, что С1Е, но тягач – автобус, а водитель не моложе 22 лет (21 год для D или D1 плюс год опыта для права ездить с прицепом). Всё остальное – прицеп с грузом – тяжелее 750 кг, общая масса автопоезда – максимум 12 тонн, прицеп до 750 кг можно возить без водительского удостоверения категории Е – так же, как в С1Е.
Как выглядят новые права
Внешний вид, концепцию и содержание российский прав на вождение автотранспортными средствами разработали и утвердили еще в 2014 году, но получали их не все водители, а только те, кто выразил желание иметь новый вид удостоверения.
Но с 2017 года выпуск прав устаревшего вида, на плотной бумаге, прекращается и вновь обратившимся будут выдаваться документы нового образца.
Старые водительские удостоверения, не требуют замены и сохраняют свою юридическую силу до окончания указанного на них срока.
Разработка нового вида и содержания прав на управление была вызвана приведением документа к международному стандарту. Теперь удостоверение включает новые виды категорий водительского мастерства, к которым может быть допущен управляющий автотранспортом гражданин.
Отныне самый важный для каждого, кто садится за руль, документ изготавливается только на пластике, с неброской расцветкой в светло-розовых тонах, но с четким текстом по всем полям. Размер пластика составляет 8,5 Х 5,5 см, новые права спокойно могут поместиться в портмоне любого типа.
Если приглядеться к новым водительским правам, то можно обнаружить тончайшую сетку. Она предназначена для защиты удостоверения, и содержит ряд штриховых кодов, которые используются в автоматизированном учете. Количество столбцов и строк строго разграничены – в документе указаны 4 столбца и 17 строчек.
Именно на этих полях вводятся все важные сведения о водителе, допущенном праве к определенному роду автотранспорта, которым может управлять, срок действия удостоверения и много другой важной информации. Пластик изготавливается с несколькими степенями защиты, что направлено на предотвращение подделок водительского удостоверения
К основным средствам относятся:
Пластик изготавливается с несколькими степенями защиты, что направлено на предотвращение подделок водительского удостоверения. К основным средствам относятся:
- Штриховая кодировка по левому краю обратной стороны, в ней содержатся основные сведения о водителе. Считать информацию можно только специальным устройством, которые имеют инспекторы дорожной службы. А также по ней можно получить сведения о задолженностях по штрафам.
- Цветные голограммы и особая технология цветопередачи позволят изменять цветовую гамму, что также подтверждает подлинность документа.