Система поддержания курсовойустойчивости
Задача системы поддержания курсовой устойчивости заключается в том, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях — предотвращать срыв автомобиля в занос и боковое скольжение. То есть сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля в процессе выполнения манёвров, особенно на высокой скорости или на плохом покрытии.
Прообраз данной системы под названием «Управляющее устройство» был запатентован ещё в 1959 году компанией Daimler-Benz, но реально воплотить её удалось лишь в 1994 году.
Сегодня система динамической стабилизации доступна, хотя бы в качестве опции, почти на любом автомобиле.
Современная система поддержания курсовой устойчивости взаимосвязана с АБС и блоком управления двигателем и активно использует их компоненты. По сути, это единая система, работающая комплексно и обеспечивающая целый набор вспомогательных контраварийных мероприятий. Структурно система поддержания курсовой состоит из электронного блока-контроллера, который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с многочисленных датчиков: скорости вращения колёс (используются стандартные датчики антиблокировочной системы тормозов); датчика положения рулевого колеса; датчика давления в тормозной системе.
Но основная информация поступает с двух специальных датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения (иногда это устройство называют G-сенсор). Именно они фиксируют возникновение бокового скольжения на вертикальной оси, определяют его величину и дают дальнейшие распоряжения. В каждый момент времени система поддержания курсовой устойчивости знает, с какой скоростью едет автомобиль, на какой угол повёрнут руль, какие обороты у двигателя, есть ли занос и так далее.
Обрабатывая сигналы с датчиков, контроллер постоянно сравнивает фактическое поведение автомобиля с тем, что заложено в программе. В случае, если поведение автомобиля отличается от расчётного, контроллер понимает это как возникновение опасной ситуации и стремится исправить её.
Вернуть автомобиль на нужный курс система может, давая команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колёс. Какое из них надо замедлить (переднее колесо или заднее, внешнее по отношению к повороту или внутреннее), система определяет сама в зависимости от ситуации.
Притормаживание колёс система осуществляет через гидромодулятор АБС, создающий давление в тормозной системе. Одновременно (или до этого) на блок управления двигателем поступает команда на сокращение подачи топлива и уменьшение, соответственно, крутящего момента на колёсах.
Система работает всегда, в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А алгоритм срабатывания системы зависит от каждой конкретной ситуации и типа привода автомобиля. Например, в повороте датчик углового ускорения фиксирует начало заноса задней оси. В этом случае на блок управления двигателем подаётся команда на уменьшение подачи топлива. Если этого оказалось недостаточно, посредством антиблокировочной системы тормозов притормаживается внешнее переднее колесо. И так далее, в соответствии с программой.
Кроме того, в автомобилях, оборудованных автоматической КПП с электронным управлением, система поддержания курсовой устойчивости способна даже корректировать работу трансмиссии, то есть переключаться на более низкую передачу или на «зимний» режим, если он предусмотрен.
Способы передачи ответственных команд
Диспетчерское управление движением поездов сохраняется при любом состоянии комплекса устройств ДЦ. Однако при некоторых отказах в устройствах ЭЦ или АБ, контролирующих условия безопасности движения поездов, возникает необходимость в передаче по телемеханическому каналу ответственных приказов, услов …
Схема старта ракеты-ностеля из самолета с помощью катапульты
В этой схеме для выбраывания ракеты – носителя из самолета используется катапульта. Катапульта устанавливается на направляющие. Направляющие крепятся к опрной ферме. Ферма устанавливается на гидрокомпенсаторы. Катапульта разгоняет ракету – носитель с помощью двух газовых силовых цилиндров. Двигател …
Показатели производительности труда
На газоструйную установку на базе КрАЗ-6437 в смену выделяется три тысячи килограммов керосина марки ТС-1: Время работы установки в смену находим по формуле: Т=М/g (4.9) где: Т – время работ установки в смену, мин; М – масса топлива, выданного на смену, кг; g – расход топлива, кг/мин. Т=3000/15=200 …
Недостатки ESP и случаи, требующие её отключения
- постоянные успешные вмешательства на скользких дорогах и больших скоростях ведут к утрате навыков;
- реакции руля при подаче команд на усилитель прямо противоположны привычным, например, увеличение усилия означает, что доворачивать рулевое колесо не стоит, хотя без ESP это сигнализирует об имеющемся запасе сцепления на управляемой оси;
- некоторые автомобили при отключении или поломке ESP становятся почти неуправляемыми из-за избытка мощности и ориентации настроек ходовой части на помощь электроники;
- управляя двигателем, система не позволяет задействовать всю его тягу, даже когда это действительно могло бы помочь водителю.
Обычно предусматривается частичное или полное отключение системы. Но с набором скорости она всё равно включится и вмешается, исключением могут быть лишь машины с возможностью спортивного вождения на закрытых трассах. Иногда даже данная функция завязана на навигатор, где такие участки особо отмечены. В любом случае, понимание, ESP что это такое в машине, необходимо как для гражданского управления автомобилем с максимальной безопасностью, так и при экстремальном вождении, когда её вмешательства способны стать нежелательным фактором.
Вам также будет интересно почитать:
Когда нужно менять антифриз в автомобиле
Что такое кроссовер (автомобиль)
Большой кроссовер Вольво ХС90 второго поколения: общий обзор, технические характеристики и комплектации
Check Engine (Чек Энджин): что это такое, почему горит индикатор неисправности двигателя
Потеют стёкла в автомобиле — что нужно делать?
Стоит ли покупать Buick Envision 2019 года? Вот некоторые причины за и против
Citroen DS3 — концентрация на внешности
Горит лампочка подушки безопасности: самые распространённые причины
Примеры и особенности работы системы ESP
Чтобы наглядно представить, что такое ESP в автомобиле, обратите внимание на рисунки
На этой иллюстрации все прекрасно видно и понятно
На данной картинке показаны линии вероятного движения автомобиля при превышении максимально допустимой скорости вхождения в крутой вираж на трассе. При повороте руля начинается занос машины. На левом рисунке красным пунктиром показана линия движения автомобиля без ESC при торможении водителем (машину разворачивает поперёк с выездом на встречную полосу). На правом рисунке красным пунктиром обозначена траектория движения без торможения, когда машину выносит в кювет. Зелёной линией и факелами на обеих картинках обозначены траектория движения автомобиля, оборудованного системой ESC, и колёса, которые автоматически подтормаживаются системой при появлении заноса.
Благодаря выборочному торможению системы ESP происходит стабилизация направления движения автомобиля
Система контроля срабатывает и действует в любых ситуациях, будь то разгон, накат или торможение. Алгоритм работы схемы контроля определяется возникающей ситуацией и системой привода колёс. Например, если при повороте машины влево срабатывает датчик заноса заднего моста, то ESC сокращает подачу топлива в двигатель и замедляет скорость. Если данная мера не устраняет занос, то происходит частичное торможение переднего правого колеса. За этой операцией следует дальнейшее действие по установленной программе, пока не будет устранено возникшее боковое скольжение задних колёс.
В ESP предусмотрена возможность регулирования трансмиссии в автомобилях с электронным управлением АКПП. В таких автомобилях происходит автоматическое переключение на низшую передачу при появлении скольжения по аналогии с зимним способом вождения. Опытные водители, которые привыкли ездить на предельных скоростях и возможностях, отмечают, что система стабилизации курса мешает водить автомашину в таком режиме.
Система стабилизации машины ESP. Принципы управления
https://youtube.com/watch?v=sTOgTbS7JzY
Такие ситуации могут возникать в определённые моменты, когда требуется увеличить тягу двигателя, а система контроля наоборот уменьшает её, устраняя скольжение автомобиля. Для таких случаев конструкторы устанавливают выключатели, с помощью которых можно принудительно отключить контрольную систему и осуществлять полностью ручное управление автомашиной.
Оборудование автоматической стабилизации курса входит в бортовой комплекс активной безопасности машины. Основное достоинство системы в том, что оборудованный ею автомобиль становится более послушным и нетребовательным к квалификации водителя. От него требуется только поворачивать руль, а система уже дальше самостоятельно выполняет все необходимые действия для правильного выполнения манёвра.
Однако всегда нужно помнить, что эта система также имеет пределы своих возможностей. При слишком большой скорости или слишком маленьком радиусе поворота даже самая совершенная система контроля устойчивости не сможет спасти машину от неконтролируемого заноса и переворота
Зачем нужна электронная система стабилизации автомобиля
Одна из подобных программ, в совокупности с датчиками, микрокомпьютерами и исполнительными механизмами, получила название Electronic Stability Program (ESP), что означает систему контроля над стабильностью автомобиля при потере колёсами сцепления с дорогой или на грани такой потери.
Не обязательно употребление именно такого термина, разные автомобильные фирмы могут использовать другие обозначения, в том числе и на других языках.
ESP призвана обеспечить курсовую стабилизацию автомобиля, то есть способность двигаться прогнозируемо для водителя и не терять управляемость, насколько это вообще возможно.
Естественно, когда сцепление потеряно окончательно и никакие действия уже не помогут, в пассажира превратится не только водитель, но и все его автоматические помощники, чуда не произойдёт.
Но если ещё существует возможность вернуть машину на траекторию и успокоить её колебания, просто водитель в силу разных причин с этим не справится, то электроника обязательно поможет.
В определённой степени ESP можно сравнить с идеальным человеком, обладающим мгновенной реакцией и самыми лучшими навыками, к тому же располагает такими органами управления, которых у водителя нет вообще.
О дополнительных функциях системы курсовой устойчивости
В конструкцию системы курсовой устойчивости, как правило, входят следующие подсистемы, которые и помогают выполнять её функции, то есть: гидроусилитель тормозов, система предотвращения опрокидывания и столкновения, системы стабилизации автопоезда и увеличения эффективности тормозов при нагреве, система удаления воды и влаги с тормозных дисков и пр.
Все эти замечательные механизмы, перечисленные выше, в подавляющем большинстве, не обладают своими собственными конструктивными «ингредиентами», а всего лишь являются программным «приложением» — расширением, дополняя систему ESP.
Roll Over Prevention — механизм предотвращения опрокидывания, сокр. от ROP может стабилизировать движение автомобиля при возникновении угрозы опрокидывания. Предотвращение опрокидывания происходит за счёт того, что уменьшается поперечное ускорение с помощью подтормаживания передних колёс и уменьшения тяги двигателя. В тормозных механизмах дополнительное давление создаётся посредством активного усилителя тормозов.
Fading Brake Support сокр. от FBS, она же Over Boost, система, которая повышает эффективность тормозов при их нагреве, помогает предотвращать недостаточное сцепление тормозных колодок с тормозными дисками, которые возникают при нагреве, с помощью дополнительного «скачка» давления в тормозном приводе.
Braking Guard — система предотвращения столкновения, может быть в арсенале устройств автомобиля при условии, что в его оснащении присутствует адаптивный круиз-контроль. Данная система помогает предотвращать опасность столкновения с помощью не только визуальных, но и звуковых сигналов, а в экстренной ситуации и путём нагнетания давления в тормозной системе — посредством автоматического включения насоса обратной подачи.
Следует поговорить ещё об одной интересной системе — о системе стабилизации автопоезда. Она встречается в автомобилях, оборудованными тягово-сцепным устройствами. Это устройство контролирует «ход» прицепа и предотвращает его рыскание при движении автомобиля, которое возникает за счёт торможения колёс или снижения тяги мотора.
О системе удаления влаги с тормозных дисков. Данная система работает в активном режиме, когда скорость превышает 50 км/ч, и когда включены стеклоочистители. Смысл работы этой системы заключается в том, чтобы периодически во время дождя и сильного снега кратковременно повысить давление в контуре передних колёс, в итоге тормозные колодки периодически прижимаются к дискам, и происходит полное испарение и удаление влаги. Таким механизмом обладает, например Mercedes SL, на котором и дебютировала эта система, и до сих пор успешно применяется.
- Силовой агрегат
- Ремонт турбины
- Диагностика двигателя (авто)
- Ремонт дизельного двигателя
- Ремонт системы Common Rail
- Удаление сажевого фильтра
- Проверка форсунок на стенде
- Ремонт бензинового двигателя
- Удаление катализатора
- Замена двигателя
- Автоэлектрика
- Компьютерная диагностика
- Корректировка пробега авто
- Ремонт электрики автомобиля
- Ремонт датчиков ABS, ESP, EBD
- Ремонт блока управления
- Ремонт бортового компьютера
- Установка и ремонт Вебасто
- Ремонт генератора
- Ремонт стартера
- Техническое обслуживание
- Ремонт АКПП
- Ремонт подвески (ходовой)
- Замена ремня ГРМ
- Замена масла и фильтров
- Замена дисков и тормозных колодок
- Ремонт и заправка кондиционера
- Помощь автолюбителю
- Фотоотчеты по ремонту
- Полезная информация
- Обзоры и неисправности авто
- Автомобильные новости
- Самое интересное и смешное!
- Общение с ГАИ — полезное видео
- Руководства и инструкции
- Автостроительство
Техническое обслуживание и слесарный ремонт в Липецке
ESP Off — что это за кнопка и за что отвечает?
Среди опытных водителей есть устойчивое мнение, что система стабилизации не всегда корректно выполняет свою функцию и порой неправильно распознает процессы, происходящие с машиной, и вмешивается в работу тормозных механизмов и двигателя в неподходящий момент.
Отчасти это правда, но только в тех случаях, когда за рулем автомобиля находится человек с большим стажем. Такие водители часто любят ездить на пределе возможностей автомобиля и при помощи приемов контраварийного вождения могут контролировать занос и водить машину в управляемом скольжении.
Кроме того, система стабилизации может излишне «глушить» мотор на бездорожье, когда небольшое скольжение автомобиля в раскисшей колее или на песчаном покрытии просто необходимо для преодоления препятствий. Именно для таких случаев многие современные автомобили, оборудованные ESP, имеют возможность принудительного отключения системы отдельной кнопкой ESP Off.
Как правило, такая кнопка встречается на спортивных машинах или автомобилях со спортивным характером, а также на внедорожниках и кроссоверах, которые по своему основному назначению часто могут оказаться на бездорожье.
Впрочем, функция полного отключения системы стабилизации не всегда доступна. На некоторых моделях кнопка ESP Off отключает ее не до конца, а лишь допускает небольшие заносы и скольжения, вмешиваясь уже в тот момент, когда ситуация становится действительно критической. Кроме того, нередко на полноприводных кроссоверах и внедорожниках функция полного отключения системы стабилизации действует лишь на небольших скоростях — до 50 или 60 км/ч, когда это может быть действительно необходимо на бездорожье.
История [ править | править код ]
Впервые системы электронного контроля устойчивости, схожие по принципу действия с современными автомобильными, появились в 1960-х годах в авиации, где обеспечивали устойчивость самолета при пробеге по взлетно-посадочной полосе при посадке или прерванном взлете. Одним из первых такую систему получил англо-французский сверхзвуковой лайнер Concorde по причине высокой посадочной скорости и высокого положения центра масс.
В 1987 году Mercedes-Benz и BMW представили первые системы контроля тяги (противобуксовочные системы).
В 1990 году Mitsubishi выпустила в Японии автомобиль марки Diamante (Sigma), оснащенный новой активной электронной системой контроля тяги и курсовой устойчивости, где впервые эти две системы были интегрированы в одну (названная TCL).
BMW совместно с Robert Bosch GmbH и Continental Automotive Systems разработали систему, уменьшающую крутящий момент, передаваемый двигателем колесу, для предотвращения заноса и применили её в модельном ряду BMW 1992 года. С 1987 по 1992 года, Mercedes-Benz and Robert Bosch GmbH совместно разрабатывали систему электронного контроля устойчивости автомобиля и назвали её « Elektronisches Stabilitätsprogramm » (ESP).
История Mercedes-Benz А-класса
Система ESC была создана в 1995 году, но заявить о себе ей удалось только через два года, когда дебютировал первый компактный Mercedes-Benz А-класса. При его проектировании были допущены серьёзные ошибки, которые привели к тому, что новая модель имела склонность к опрокидыванию даже на не очень высокой скорости при выполнении маневров типа «переставка» («лосиный» тест, объезд препятствия).
В Европе разразился скандал; продажи автомобилей Mercedes-Benz А-класса были приостановлены, уже проданные машины — отозваны для устранения недостатков. Перед инженерами компании встала задача: как, не перепроектируя заново автомобиль и сохранив его потребительские качества, решить проблему повышения устойчивости. Эта задача была решена в значительной степени за счет установки с февраля 1998 года соответствующим образом настроенной системы ESC.
Главный контроллер ESC — это два микропроцессора, каждый из которых имеет по 56 КБ памяти. Система позволяет считывать и обрабатывать значения, выдаваемые датчиками скорости вращения колес с 20-миллисекундным интервалом. Помимо А-класса, система ESP является стандартным оборудованием для Mercedes S-класса, E-класса и других. На автомобилях фирмы Daimler-Chrysler применяются системы ESC от лидера в данной области — фирмы Bosch. Системы ESC производства Bosch используют также фирмы Alfa-Romeo, BMW, Volkswagen, Audi, Porsche и другие.
Фактически именно случай с Mercedes-Benz A-класса проторил дорогу повсеместному внедрению электронного контроля устойчивости на европейских автомобилях.
ESP: что это такое в автомобиле
Зачастую систему ESP называют системой динамической устойчивости автомобиля. Кстати говоря, вариантов аббревиатур и названий множество: ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, в зависимости от производителя машины, но сути это не меняет – всё это одна и та же система.
Схема торможения автомобилей с и без ESP
Главная задача ESP – обеспечение контролируемого и отзывчивого управления автомобилем вне зависимости от степени потери его управляемости. В каком-то смысле эта система является расширенной версией антиблокировочной системы (ABS), за тем исключением, что контролируется не степень блокировки, а момент сила колеса (силы его вращения). В упрощённом виде система состоит из 3 главных модулей:
- Центрального компьютера;
- Измерительных механизмов: акселерометра, датчика положения рулевого колеса;
- Системы передачи информации.
ESP не является самостоятельной системой и может выполнять свои функции только в сочетании с другими компонентами автомобиля:
- Системой распределения тормозных усилий;
- Антиблокировочной системой;
- Системой контроля тяги;
- Антипробуксовочной системой.
ESP сохраняет траекторию движения, курсовую устойчивость и стабилизирует автомобиль во время выполнения маневров
Становится понятным, что ESP только интерпретирует данные, получаемые с измерительных датчиков, затем вмешиваясь в управление путём задействования тормозных механизмов и вышеперечисленных вспомогательных систем безопасности. В расчётах участвуют следующие основные параметры:
- Частота вращения колёс;
- Частота оборотов мотора;
- Давление в тормозных магистралях;
- Частота срабатывания ABS;
- Положение рулевого колеса;
- Положение педали газа;
- Положение дроссельной заслонки;
- Угловая скорость по вертикальной и горизонтальной оси;
- Значения поперечного ускорения (в простонародье G-сенсор).
Преимущества сотрудничества с автосервисом «АвтоЭра»
На базе сервисного центра имеется необходимое оборудование для проведения высокотехнологичных ремонтно-восстановительных мероприятий:
- Компьютерная диагностика ABS/ESP;
- Регулярное техническое обслуживание в рекомендуемые сроки;
- Ремонт тормозных механизмов;
- Регулировки систем в соответствии с требованиями нормативов изготовителей;
- Проверка на предмет обрыва и восстановление электропроводки датчиков скорости колес.
При возникновении проблем с функционированием данных систем безопасности обращайтесь в нашу компанию. Опытные работники компании проведут тщательную диагностику и устранят выявленные неисправности в самые короткие сроки.
Что такое ESP?
ESP (Electronic Stability Program) — это, если переводить дословно, «электронная программа стабилизации», однако более корректно — электронная система стабилизации. ESP также еще называют «противозаносной системой» или «системой курсовой устойчивости».
Главная задача ESP — контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях. Проще говоря, система стабилизации должна предотвращать занос и боковое скольжение автомобиля в случае его возникновения, а также помогать сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля во время выполнения маневров на высокой скорости или скользком покрытии под колесами.
Первой систему стабилизации начала применять на своих моделях компания Mercedes-Benz, которая запатентовала ее в 1994-м. А год спустя, в 1995-м, ESP начали устанавливать на Mercedes-Benz S-Class Coupe. Позже она появилась на седане S-Class и на спорткаре SL. Затем ESP начала появляться и на других моделях марки, а позднее — и в активе остальных крупных автопроизводителей. Причем, многие из них патентовали для системы собственное товарное название. И, как правило, тоже в виде аббревиатуры. Так что система стабилизации у некоторых других производителей может называться ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, однако ее суть и принцип действия от этого не меняется.
С ноября 2011 года ESP наряду с системой ABS стала одной из систем активной безопасности, которой в обязательном порядке должны быть оснащены все новые модели легковых и грузовых автомобилей, регистрируемые в Европейском Союзе. С ноября 2014 года этот закон без исключения распространяется на все новые автомобили. В России наличие ESP на грузовых автомобилях стало обязательным с 1 января 2016 года, а на легковых моделях — с 1 февраля 2017-го.
Алгоритм работы
Совершенно неважно, в каком режиме движется автомобиль – начинает разгон, едет с постоянной скоростью или тормозит – если машина едет, то система динамической стабилизации работает в любом случае. Причем она постоянно получает информацию не только от кластера датчиков, но и других вспомогательных систем
При этом ЭБУ, в который заложена эталонная «картина» безопасного движения, сравнивает ее с текущей ситуацией. Если обнаруживаются какие-либо отклонения, способные создать угрозу машине и пассажирам, контроллер без ведома водителя вмешивается в управление, стараясь исправить потенциально опасную ситуацию.
ПРИМЕР. Автомобиль входит в правый поворот, и появляется риск бокового сноса. Это фиксирует G-сенсор, передающий данные ЭБУ, к которому также поступают сигналы от иных измерителей. Исходя из совокупности полученных данных, контроллер ESP рассчитывает вектор и степень смещения транспортного средства в нужную сторону, позволяющие предотвратить опасную ситуацию. Далее электроника отдает команды гидроблоку притормозить правое колесо. В то же самое время передается информация основному контроллеру машины, который снижает подачу горючего в двигатель – это позволяет ведущей оси работать менее активно. В результате вмешательства системы ESP осуществляется замедление и выравнивание автомобиля в повороте независимо от действий человека за рулем.
Принцип действия
Все вышеперечисленные составляющие помогают электронике понять, когда начинается занос авто, а также корректировать поведение автомобиля в зависимости от манипуляций, совершаемых водителем.
Отклонение положения органов управления авто от фактических параметров движения автомобиля, провоцирует немедленное вмешательство Electronic Stability Program. К примеру, угол поворота колес невелик, но скорость поперечного ускорения и угол поворота вокруг оси значительно превышают показатели, которые характерны для безопасных повадок авто при заданных параметрах рулевого управления. Таким упрощенным способом можно описать способ, каким ESP определяет развитие заноса.
Главное призвание ЕСП в том, чтобы предупредить начало либо усугубление заноса автомобиля. Все эти манипуляции помогают выпрямить траекторию и сохранить контроль над машиной.
Конкретный пример
Рассмотрим, как работает система, на примере ситуации, в которой электронный контроль устойчивости помогает стабилизировать авто.
Параметры при избыточной поворачиваемости (занос):
- задняя ось стремится обогнать передние колеса. Задняя ось скользит по направлению к внешней дуге поворота;
- скорость скольжения большая.
Стабилизация происходит за счет торможения переднего колеса внешнего радиуса.
Параметры недостаточной поворачиваемости (снос):
- передняя ось скользит по направлению к внешней дуге поворота;
- скорость рысканья невысока;
Стабилизация происходит за счет торможения заднего колеса, проходящего по внутреннему радиусу.
Разумеется, описанный алгоритм слишком упрощен. Электронный блок управления получает информацию от различных датчиков по несколько десятков раз в секунду, незамедлительно реагирует сигналами к исполнительным устройствам, постоянно ориентируясь на изменяющиеся условия движения.
Видео работы системы курсовой устойчивости автомобиля поможет оценить всю пользу помощника.
Омологация
Авто стран ЕС, выпущенные со второй половины 2014, обязаны иметь ESP в минимальной комплектации. Отечественное законодательство предполагает подобное правило лишь в случае сертификации выпуска нового авто. Продление омологации не обязывает к внесению нововведений. Поэтому для большинства машин столь полезный помощник доступен лишь за дополнительную плату.
Установка своими руками
Вы можете самостоятельно дооснастить свой автомобиль ESP. Необходимые комплектующие рассмотрим на примере Opel Astra J 1,6Т 2010 г. в.
Вам потребуются:
- блок управления ABS/ESP, крепления в виде кронштейна для установки на штатное место;
- СИМ-модуль;
- датчик рысканья (еще одно название контроллера поперечного ускорения и осевого вращения), крепежный элемент;
- штекер.
Если вы знаете месторасположения всех элементов и умеете прокачивать тормозную систему, установка своими руками не покажется вам сложной задачей. Учтите, что такое внесение изменений необходимо прописать программно. Для этого необходим сканер и специальное программное обеспечение. Это, пожалуй, самый сложный пункт во всем процессе инсталляции.
Характерные неисправности
О поломке ESP в вашем авто будет сигнализировать соответствующий контрольный указатель на приборной панели. Причины, по которым ESP не работает, может быть несколько:
- обрыв цепи (наиболее характерно для датчиков скорости);
- неисправности блока управления;
- датчик тормозного усилия;
- щетки блока ESP и прочие.
Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику.
Враг или помощник
Стоит признать, что в некоторых ситуациях Electronic Stability Program может навредить. Но процент подобных случаев настолько мал, что это никоим образом не умаляет заслуги ЕСП.
Некоторые водители называют систему не помощником, а электронным «ошейником». Поскольку система всячески пресекает любые попытки «хулиганства» за рулем. Во многих машинах контроль курсовой устойчивости действительно нельзя отключить (разве что только отсутствием предохранителя, но мы вам этого не говорили!).
Порой это препятствует полной реализации мощности автомобиля на скользких покрытиях бездорожья, но в некоторых машинах Electronic Stability Program помогает реализовать электронную имитацию блокировок, что положительно сказывается на преодолении препятствий с диагональным вывешиванием.
Цели использования кошелька
Выбирается валюта для электронного средства платежа — это могут быть рубли или иностранная валюта.
Анонимный электронный кошелек подходит для мелких трат, не требующих прохождения процедуры идентификации — предоставления документов, подтверждающих личность. Для его регистрации достаточно указать на сайте кредитной организации минимальное количество данных. Такой кошелек позволяет хранить только рубли и имеет ограничение по максимальной сумме вывода в месяц.
Неперсонифицированные кошельки с упрощенной идентификацией требуют предоставления банку определенного количества информации взамен на расширенные возможности использования.
Максимум возможностей дает персонифицированный кошелек: максимальная сумма составляет 600 тысяч рублей, отсутствуют ограничения на перевод в месяц. Для оформления персонифицированного кошелька требуется прохождение полной идентификации и предоставление оригиналов либо заверенных нотариусом копий документов.
Что такое система курсовой устойчивости
Другими словами, эта система служит для предотвращения и исправления ошибок водителя в управлении автомобилем, с тем, чтобы сохранять водителю возможность контролировать машину практически в любой дорожной ситуации.
Система курсовой устойчивости позволяет удерживать автомобиль в пределах заданной вами траектории при различных режимах движения.
Например, вы не рассчитали скорость на входе в поворот и вошли в него слишком быстро. Система поможет исправить ошибку, повернет и стабилизирует машину на повороте. В свободном качении, при ускорении, при торможении и на поворотах эта система поможет вести автомобиль по желаемой траектории и в нужном направлении.
Система курсовой устойчивости является системой активной безопасности и включает в себя следующие системы автомобиля:
- антиблокировочную систему тормозов (ABS),
- систему распределения тормозных усилий (EBD),
- электронную блокировку дифференциала (EDS),
- антипробуксовочную систему (ASR).
В зависимости от производителя системы курсовой устойчивости получили следующие наименования:
- система ESP (Electronic Stability Programme) на большинстве автомобилей в Европе и Америке;
- система ESC (Electronic Stability Control) на автомобилях Honda, Kia, Hyundai;
- система DSC (Dynamic Stability Control) на автомобилях BMW, Jaguar, Rover;
- система DTSC (Dynamic Stability Traction Control) на автомобилях Volvo;
- система VSA (Vehicle Stability Assist) на автомобилях Honda, Acura;
- система VSC (Vehicle Stability Control) на автомобилях Toyota;
- система VDC (Vehicle Dynamic Control) на автомобилях Infiniti, Nissan, Subaru;
- система VDIM (Vehicle Dynamics Integrated Management) на автомобилях Toyota.
Принцип действия системы курсовой устойчивости автомобиля на примере самой распространенной системы ESP.
Система ESP представляет собой комплекс, который включает в себя входные датчики, блок управления и гидравлический блок системы ABS/ASR со всеми компонентами.
Входные датчики фиксируют конкретные параметры автомобиля и преобразуют их в электрические сигналы. С помощью датчиков система динамической стабилизации оценивает действия водителя и параметры движения автомобиля.
Блок управления системы ESP принимает сигналы от датчиков и формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства подконтрольных систем активной безопасности:
- впускные и выпускные клапаны системы ABS;
- переключающие и клапаны высокого давления системы ASR;
- контрольные лампы системы ESP, системы ABS, тормозной системы.
В своей работе блок управления ESP взаимодействует с блоком управления системы управления двигателем и блоком управления автоматической коробки передач (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией).
Стабилизация движения автомобиля может достигаться несколькими способами:
- подтормаживанием определенных колес;
- изменением крутящего момента двигателя
- изменением угла поворота передних колес (при наличии системы активного рулевого управления);
- изменением степени демпфирования амортизаторов (при наличии адаптивной подвески)
В конструкции системы курсовой устойчивости могут быть реализованы следующие дополнительные функции (системы):
- гидравлический усилитель тормозов;
- система предотвращения опрокидывания;
- система предотвращения столкновения;
- система стабилизации автопоезда;
- система повышения эффективности тормозов при нагреве;
- система удаления влаги с тормозных дисков;
- и др.
Все вышеперечисленные системы, в основном, не имеют своих конструктивных элементов, а являются программным расширением системы ESP.