Рано включается вентилятор радиатора
Другой крайностью является ситуация, когда рано включается вентилятор. В данном случае надо смотреть опять же датчик температуры. Скорее всего, он нуждается в замене. Если конечно, стоит правильный датчик. Дело в том, что датчики бывают рассчитаны на разную температуру, их еще называют летние и зимние, каждый из них должен включаться в своем диапазоне температур. Последние срабатывают позже. И если вы всё время использовали такие, то вам может показаться, что включение вентилятора происходит рано, хотя оно осуществляется вовремя и все работает правильно.
Надо реально оценить, насколько рано все происходит. Если раннее включение установлено по показаниям на комбинации приборов, то это не показатель. Однако когда такое включение вызывает беспокойство, подключите по диагностическому каналу соответствующее оборудование и посмотрите реальные пороги срабатывания датчика.
Охлаждение мотора машины – задача наиважнейшая. Если допустить перегрев двигателя, то в лучшем случае нужен будет его капитальный ремонт. Возможность эксплуатации автомобиля в любых условиях обеспечивается надежной работой системы охлаждения, которая во многом определяется правильной работой всех ее компонентов.
Работа силовой установки авто невозможна без обеспечения оптимального температурного режима. Для этого в конструкцию мотора включена . Она подразделяется на воздушную и жидкостную.
Воздушная система охлаждения конструктивно проще, поскольку включает в себя только турбину с крыльчаткой, приводимой в действие от коленчатого вала ремнем. Эта турбина действует постоянно, пока вращается коленчатый вал. Она подает воздух на цилиндры двигателя, охлаждая их. Для лучшего охлаждения на цилиндрах имеются специальные ребра.
Диагностика и распространенные причины неполадок системы охлаждения
Замыкание контактов
Одной из основных по распространенности причин данной поломки, является банальное замыкание контактов датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае при включении зажигания включается вентилятор охлаждения, так как на вентилятор из-за замыкания все время подается электрический ток. Последствием от подобной неисправности может являться, разве что, ускоренная разрядка автомобильного аккумулятора.
Рекомендуем почитать статью на тему: как продлить жизнь аккумулятору автомобиля. В этой статье говорится о причинах короткой жизни АКБ, как ее, собственно, продлить, а также основных признаках неисправности аккумуляторных батарей.
Для диагностики этой неисправности вам следует отсоединить датчик и при помощи омметра измерить сопротивление на его контактах. Если датчик работает нормально, то сопротивление будет крайне высоким (в показаниях одни девятки, что является аналогом «бесконечного» сопротивления). Если сопротивление низкое, то контакты замкнуты, датчик необходимо заменить.
Также к схожим признакам относится замыкание клемм вентилятора на массу, в таком случае он также будет работать постоянно, как только будет включено зажигание. Так как напряжение подается напрямую от аккумулятора.
Малое количество антифриза
Еще одна банальная неполадка — это слишком маленькое количество охлаждающей жидкости. Именно на ее температуру реагирует ДТОЖ. При малом количестве антифриза разогрев жидкости происходит гораздо быстрее, чем прогрев самого двигателя, в результате вентилятор включается слишком рано. Долейте жидкость до необходимого уровня и на всякий случай проверьте, нет ли течи в системе охлаждения.
Термостат и его датчики
На некоторых современных машинах система охлаждения комплектуется термостатами с датчиками, которые регулируют работу системы охлаждения более эффективно. Однако такая конструкция более сложная по своей структуре, чем обычная, и из-за своей сложности подвержена различным неполадкам. Если нарушается работа конкретного датчика, который связан с термостатом. Или система управления охлаждением не получает данных от датчиков термостата, то как правило «уходит в защиту», включая вентилятор на постоянную работу. Проверка этих датчиков, в принципе, схожа с проверкой контактов обычного ДТОЖ. Замеряем сопротивление, и если оно низкое, то датчик следует поменять.
Окисление контактов
Стоит отметить, что ЭБУ также может «уходить в защиту» и в случаях, когда управление вентилятором осуществляется через сам бортовой компьютер. Причиной этого могут быть проблемы с контактами. Как правило, контакты со временем имеют свойство окисляться, что сильно затрудняет передачу сигналов от датчиков к ЭБУ. А если необходимый сигнал совсем не проходит, то в этом случае блок управления принудительно включает вентилятор охлаждения, вне зависимости от температуры двигателя.
Для устранения необходимо лишь прочистить контакты и покрыть их изолирующей смазкой, чтобы не допустить распространение коррозии. Кстати такую процедуру рекомендуется проводить 2 раза в год, чтобы избежать неприятных ситуаций в самый неподходящий момент.
Смотрим видео, причина периодического включения вентилятора на холодном двигателе (автомобиль Мазда 6):
Неполадки в системе кондиционирования
На некоторых автомобилях радиатор кондиционера напрямую связан с системой охлаждения двигателя. И когда происходит засорение радиатора системы кондиционирования, нарушается работа сразу двух систем. Хоть включение вентилятора в этом случае происходит не сразу, однако данная неполадка может привести к куда более серьезным последствиям, в том числе – перегрев двигателя.
Для исправления необходима чистка радиатора, а лучше всего сразу двух. Для более продуктивной работы этих двух взаимосвязанных систем.
Это все что мы хотели сказать по данному вопросу. По сути, это не самая страшная неисправность, однако при длительном игнорировании чревата определенными последствиями. Поэтому затягивать с ремонтом также не стоит, и если при включении зажигания включается вентилятор охлаждения двигателя, рекомендуется тщательно проверить систему охлаждения на наличие неполадок и в скором времени исправить поломку.
Новые статьи
- Почему загорается чек неисправностей двигателя в машине? Основные причины
- Почему дизель не заводится на холодную? Причины плохого запуска дизельного двигателя
Предыдущие статьи
- Реле щелкает, но стартер не крутит — машина не заводится? Причины такого явления
- Причины вибрации в салоне автомобиля на холостом ходу
Замкнутость массы
Функционирование вентилятора зависит от разных способов, в этом вы уже убедились прочитав данную статью. Существует еще одна причина, которая выводит из строя работоспособность вентилятора. Например, при плохом прикручивании соответствующих проводов к кузову, вентилятор подключается к аккумулятору напрямую. Следует отметить, что в этом случае, необходимо своевременно принять меры, чтобы избежать серьезных проблем.
При таком варианте, можно ожидать возгорание автомобиля. Если произойдет сильное замыкание, то, соответственно, нагреются все провода. Чтобы избежать серьзных последствий, следует проверить соединения и провода, которые имеют доступ к датчику. Надежное скрепление проводов и неповрежденная изоляция, снижает риск возникновения серьезных последствий.
Воздушные пробки
Не секрет, что причиной излишнего нагрева жидкости являются воздушные пробки. Появляются они вследствие ошибок при замене антифриза, а также из-за протечек в системе охлаждения. В итоге, жидкость прогревается неравномерно, что приводит к нестабильной работе вентилятора, с частыми включениями при поступлении в радиатор более горячей жидкости.
Перед устранением в обязательном порядке следует проверить систему на предмет утечек жидкости. Устранив их, переходят к выгону пробок. Для этого вам понадобится компрессор. Открутите от дросселя одну из трубок, подводящих к ней охлаждающую жидкость. Далее нужно подключить к горлышку расширительного бачка компрессор, и подать в него сжатый воздух. Обычно пары минут хватает, чтобы выгнать все имеющиеся пробки.
Замыкание датчика
. Достаточно часто происходит замыкание датчика. В таком случае, вентилятор или молотит, не переставая, или включается значительно раньше срока
При таких подозрениях нужно обратить внимание на время включения вентилятора, и сравнить температуру включения со стандартной. Если температура окажется ниже, то нужно просто поменять датчик и все нормализуется
Утепление на зиму
. Многие автолюбители ставят специальные утеплители на радиатор в зимнее время, это позволяет сократить время прогрева автомобиля, и экономить топливо. Но, во время оттепелей температура воздуха достаточно высокая. При наличии утеплителя мотор охлаждается недостаточно, что заставляет вентилятор работать более интенсивно. Для устранения причины просто снимите утепление с радиатора.
Заключение
. Система охлаждения машины всегда должна находиться в исправном состоянии. Поэтому, водителю необходимо внимательно следить за состоянием этой системы
Особенно важно правильно отыскать причину, почему постоянно работает или часто включается вентилятор охлаждения. Это конечно не фатальная проблема, но пренебрежение этим сигналом может привести к серьезным неисправностям двигателя
Сгорание топлива в цилиндрах ДВС сопровождается высвобождением значительного количества тепла, лишь часть которого используется двигателем и преобразуется в механическую энергию. Остальная бесполезно теряется, а для нейтрализации ее излишков приходится задействовать специальные устройства. К ним можно отнести систему охлаждения , возможность работы которой в любых условиях обеспечивает вентилятор радиатора охлаждения.
Частое включение вентилятора охлаждение радиатора. В чём может быть проблема?
Антифриз свежий. Радиатор абсолютно чистый. Крышка на радиаторе рабочая.
Единственное предположение, может термостат подклинивает? Может быть какая-то связь с частым включением вентилятора? После капиталки- термостат не менялся. А печка, сама печка, радиатор печки или что там, точно знаю давно не чистилась- есть ли какая-то связь? Хотя, вроде, дует нормально теплом. не Ташкент конечно, но норм вроде.
Вообщем, знатоки, кто встречался с такой проблемой, посоветуйте, пожалуйста, куда смотреть что разбирать в первую очередь? По информации из бортового компьютера, вентиляторы включаются при 95 Градусов.
Так же из разряда предположений: мог ли кто-то использовать герметик в системе охлаждения? Есть такое герметики, которые устраняют течь антифриза без разбора. Минусом таких герметиков является то, что они забивают радиаторы и основной и печку. Раз ты говоришь, что «не Ташкент». А при 95С печка должна очень не хило прожаривать.
Помпа
Во многих случаях, причиной повышения температуры охлаждающей жидкости в радиаторе становится плохая работа водяного насоса. В таком случае, антифриз медленно проходит по системе и слишком сильно нагревается. Попадая в радиатор, он не успевает остыть до нормальной температуры, и идет по следующему кругу, нагреваясь еще сильнее. Если помпа худо-бедно работает, то выражается такая проблема, только постоянной работой вентилятора. Если помпа отказала полностью, то в считанные минуты машина «закипит». Это крайне опасное состояние, которое практически всегда оставляет после себя последствия в виде проблем с двигателем.
Обычно водяной насос не отказывает внезапно. Сначала он подает сигналы о своей неисправности. Первым тревожным сигналом является увеличение частоты срабатывания вентилятора радиатора. Основной причиной отказа является разрушение и заклинивание подшипника. Поэтому, проявлением поломки может являться вой из-под капота или стук, отчетливо слышный при работе на холостых оборотах. Часто стук помпы принимают за неисправность распредвала. Устраняется поломка путем замены помпы, в некоторых моделях предусмотрена возможность замены только передней части насоса вместе с подшипником.
Где находится датчик и как он работает?
Датчики включения вентилятора располагаются на элементах системы охлаждения. Точка установки размещена на пути потока жидкости, подаваемого из рубашки двигателя в радиатор. Это связано с тем, что жидкость в этой магистрали будет иметь наивысшую температуру.
Возможные места установки:
- корпус термостата вне клапана;
- головка блока цилиндров;
- нижний патрубок радиатора;
- боковая часть радиатора.
На некоторых автомобилях датчик совмещен с термометром охлаждающей жидкости. Включение вентиляторов выполняется блоком управления по данным о температуре. При этом на радиаторе имеется дополнительный датчик, применяемый для работы климат-контроля или кондиционера. Срабатывание любого из устройств включает оба вентилятора (на радиаторах двигателя и кондиционера). Подобное решение встречается на японских автомобилях.
На автомобилях могут применяться два датчика включения вентилятора, стоящие на входе и выходе патрубков из радиатора. Подобная схема позволяет поддерживать температуру в узком диапазоне.
Разновидности
На автомобилях для включения вентилятора применяются следующие типы датчиков:
- биметаллический;
- восковый;
- терморезисторный;
- датчик, работающий на разрыв или на замыкание цепи.
Первые два типа датчиков имеют электромеханическую схему работы и могут быть двух разновидностей:
- односкоростной, оснащенный единой контактной группой, управляющей вентилятором в одном диапазоне температур;
- двухскоростной, оборудован парой контактных групп, настроенных на работу при различных диапазонах температур.
Независимо от типа, датчики представляют собой металлический корпус, оснащенный резьбой. В качестве материала корпуса применяются цветные металлы на основе меди (бронза или латунь), обеспечивающие повышенную теплопроводность. На корпусе имеется шестигранник под ключ, служащий для установки детали. На верхней части датчика расположен разъем подключения проводки.
Биметаллический датчик
В биметаллическом датчике установлена металлическая пластина. В нормальном состоянии контакты разомкнуты. По мере нагрева пластинка деформируется и замыкает цепь, подавая управляющий сигнал на реле включения электромотора крыльчатки. Встречаются датчики, активирующие мотор вентилятора напрямую без реле. При охлаждении жидкости пластинка возвращает исходную форму, и подача тока на двигатель прекращается.
Восковый датчик
Производились датчики, для которых в качестве рабочего вещества использовался воск или церезит (или иное вещество, обладающее значительным коэффициентом температурного расширения). По мере разогрева он расширялся и сдвигал металлическую мембрану, связанную с контактами. По мере охлаждения объем воска уменьшался, и под действием пружины контакты размыкались.
Терморезисторный датчик
Терморезисторный датчик работает по принципу изменения сопротивления резистора, установленного в потоке жидкости. Изменение температуры фиксируется электронным блоком, который пересчитывает значение температуры в соответствии с графиком.
Датчики, работающие на разрыв или на замыкание цепи
Устройства, включающие вентилятор при разрыве цепи, часто встречаются на автомобилях японского производства. Проверить тип датчика можно путем снятия штекера. При демонтаже колодки с датчика, работающего на разрыв, произойдет включение вентилятора.
При какой температуре срабатывает датчик включения вентилятора?
Температурный диапазон срабатывания датчика зависит от типа питания двигателя. На карбюраторных машинах применяются устройства с диапазоном включения в пределах 82-110 ºС. Температура активации выбивается на корпусе детали. На автомобилях одной модели могут встречаться датчики, оттарированные на разную температуру.
Согласно стандарту, датчики разбиты на четыре группы по температуре работы:
На российских автомобилях применяются датчики первых трех групп. Двигатели иностранных автомашин рассчитаны на более жесткий температурный режим, поэтому на них часто встречаются устройства четвертой категории.
С началом использования систем распределенного впрыска температура включения вентилятора определяется настройкой блока управления двигателем. Датчик просто передает информацию о температуре в блок управления, который принимает решение о включении вентилятора согласно заложенной программе.
На инжекторных машинах можно запрограммировать пороговые значения температуры, при которой датчик включения вентилятора сработает. Делать это следует аккуратно, поскольку легко нарушить температурный режим и повредить двигатель.
Постоянно включается вентилятор радиатора — что делать?
Вентилятор, который включается при холодном двигателе и постоянно работает во время движения, является довольно распространенной проблемой, несмотря на внешний вид. Его причины обычно прозаичны, но иногда они связаны со значительными затратами. Эта ошибка произошла с нашим другом на Chevrolet Aveo T300, оснащенном таким же двигателем 1.2 ECOTEC 86 HP, как Opel Corsa D или A12XER. Мы отвезли машину в нашу мастерскую, чтобы найти источник проблемы. Посмотрите, что вызвало эту неразбериху и какова стоимость этой ошибки.
Вентилятор радиатора является одним из ключевых элементов системы охлаждения двигателя. Он вызывает интенсивный воздушный поток через сердечник радиатора, всасывая воздух (вентилятор расположен сзади радиатора со стороны двигателя). Его эксплуатация особенно важна во время езды по городу, что сопровождается частыми остановками автомобиля, что делает невозможным охлаждение охлаждающей жидкости воздухом, обдувающим автомобиль. За прошедшие годы конструкция вентиляторов изменилась, но сегодня наиболее распространенными вентиляторами являются электродвигатели с электроприводом. Конструкция такого типа обычно контролируется термореле, вкручиваемым в выходной (охладитель) радиаторного бака. И именно этот элемент чаще всего является источником проблем в работе вентилятора. Иногда, однако причина плохой работы вентилятора лежит в другом месте.
Как выполнить замену
Если вы убеждены, что причина неисправности кроется в электродвигателе вентилятора, то самый простой способ осуществить ремонт – это полностью заменить устройство. При этом нет смысла тратить деньги на новый кожух. Дешевле будет просто купить новый электромотор.
Необходимый инструмент
Особый инструмент не понадобится. Работа осуществляется элементарно просто с помощью торцевых ключей на 8 и 10 и отвертки крестового типа.
Пошаговый алгоритм работы
Заменить электродвигатель вентилятора охлаждения можно без демонтажа радиатора.
- Отсоедините колодку и жгут проводов устройства от кожуха.
- Отверните крепежные болты с помощью ключа на 10.
- Открутите нижнюю крепежную гайку.
- Торцевым ключом на 10 отверните крепежную гайку от радиатора.
- Торцевым ключом на 8 отверните две гайки прижимной пластины.
- Снимите пластину.
- Снимите электровентилятор вместе с кожухом.
- Приступаем к демонтажу электродвигателя. С помощью ключа на 10 сверните три крепежных гайки и выньте двигатель вместе с лопастями.
- С помощью отвертки подденьте стопорную шайбу.
- И снимите ее.
- Снимите крыльчатку.
- Наденьке крыльчатку на новый моторчик. Проследите, чтобы штифт вала попал в паз крыльчатки.
- Соберите сборку в обратном порядке.
Диагностика
Прежде чем пытаться определить, почему могут включаться вентиляторы системы охлаждения на холодном двигателе в автомобилях, рекомендуется понять суть работы этого узла.
Включение вентилятора происходит за счёт работы специального датчика, который активирует вращение лопастей. Располагается этот контроллер в нижней части радиатора охлаждения.
Есть некоторые современные автомобили, что за запуск отвечает блок управления мотора, хотя это скорее редкость и исключение и правил.
Когда жидкость охлаждения (ОЖ) достигает необходимой температуры, которая обычно находится в пределах 100-105 градусов Цельсия, датчик замыкает электроцепь, и это позволяет включать в работу вентилятор. Он начинает обдувать радиатор. Тем самым достигается лучший эффект охлаждения, поскольку сочетается воздушная и жидкостная система.
При этом бывают ситуации, когда двигатель ещё абсолютно холодный, никакое дополнительное охлаждение ему не требуется, но вентилятор всё равно включается в работу. Это не является нормальным состоянием. Нужно искать причину такого поведения системы охлаждения, и устранять возникшие неисправности.
Если продолжить игнорировать постоянно работающий вентилятор, изначально простой дискомфорт сменится более серьёзными неполадками
Но тут важно отметить, что постоянная работа лопастей не настолько опасная, как полный отказ устройства. Хотя этот факт совершенно не является причиной ничего не делать
Всё начинается с диагностики. Наиболее простыми и удобными в этом плане являются инжекторные двигатели. Чтобы обнаружить неисправность, достаточно провести компьютерную диагностику. Это делают как в условиях автосервиса, так и в гараже своими руками.
Подключение к электронному управляющему блоку даёт возможность получить коды ошибок, которые не сложно расшифровать и понять истинные причины такого поведения вентилятора системы охлаждения.
Бывают ситуации, когда ЭБУ фиксирует неисправность в охладительной системе, и заставляет вентилятор крутиться постоянно, даже когда мотор холодный. Это своего рода защитная функция, направленная на предотвращение возможного перегрева ДВС. Потому при обнаружении ошибок и после устранения неисправностей обязательно делается сброс. Чтобы стереть ошибки, следует заглянуть в руководство по эксплуатации к вашему авто. На некоторых машинах достаточно снять клемму с АКБ, и ошибки сотрутся. На других же автомобилях ошибки стираются при помощи подключаемого диагностического оборудования.
Если вариант с компьютерной диагностикой вам не подходит или её невозможно применить по тем или иным причинам, придётся методом исключения проверять все потенциальные источники неприятностей.
Разнообразие вентиляторов
Сам по себе вентилятор охлаждения радиатора не является чем-то оригинальным. Конструктивно он такой же, как и бытовой вентилятор, спасающий нас с Вами от жары – крыльчатка, нагнетающая воздух, и её привод. В автомобильном мире крыльчатка может раскручиваться по-разному. Существуют такие способы:
- механический;
- электрический;
- гидравлический или гидромеханический.
Первый способ довольно архаичен, встретить его на современном легковом автомобиле практически невозможно, а вот на грузовиках и тракторах ещё вполне реально. Главная фишка механического привода – прямая связь с коленчатым валом двигателя, что влечёт за собой хоть и небольшой, но отбор полезной мощности.
Ещё один нюанс – вентилятор вращается постоянно, пока работает мотор. Это и есть то исключение, о котором мы упомянули выше.
Наиболее распространён электрический вентилятор радиатора. В его основе лежит обычный электромотор, запитанный от бортовой сети. Удобство такой схемы налицо.
Во-первых, им можно легко управлять – включается обдув автоматически электроникой, когда она обнаруживает превышение температуры. Как правило, такое случается во время длительной стоянки, когда нет набегающего потока воздуха.
Во-вторых, дешевизна — электромоторы не дефицит, и всю конструкцию легко заменить.
Гидравлические варианты встречаются под капотами и грузовых, и легковых машин, но, правда, не так часто, как электрические. Подобные вентиляторы идеологически ближе к механическим, так как имеют привод от коленвала мотора, но в их случае вращение передаётся через вязкостные или гидравлические муфты, что позволяет поддерживать стабильные обороты крыльчатки.
Как оказалось, коллеги-автолюбители, даже о такой простой вещице, как вентилятор радиатора, нашлось что рассказать. До встречи на страницах нашего блога, подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие и интересные статьи!
Вентилятором охлаждения двигателя называется устройство, которое повышает интенсивность охлаждения двигателя и радиатора, за счет равномерного и постоянного отвода тепла от них в атмосферу.
Вентилятор охлаждения двигателя крепиться к радиатору
ПРИНЦИП РАБОТЫ И УСТРОЙСТВО
Вискомуфта заполняется маслом на силиконовой основе. Под воздействием температуры его свойства меняются. Чем больше нагрев, тем выше скорость вращения вентилятора охлаждения двигателя.
Вискомуфта состоит из таких конструктивных элементов:
Устройство вентилятора с электроприводом немного отличается. Во-первых, здесь есть электродвигатель, приводящий устройство в движение. Во-вторых, за выбор режима работы и интенсивность вращения отвечает блок управления вентилятором охлаждения двигателя. Также в конструкцию входят такие элементы, как температурный датчик и реле.
Внимание!Самые современные электрические вентиляторы охлаждения двигателя имеют несколько датчиков.
Один датчик монтируется в корпус термостата. Некоторые производители устанавливают его в патрубок на выходе из двигателя. Второй прибор находится на патрубке, который выходит из радиатора. На основе разницы показаний блок управления выбирает интенсивность работы устройства.
В те времена, когда электроника ещё не достигла такого уровня развития, использовались другие методы управления работой устройства. Были так называемые термовыключатели. Именно они отвечали за активацию.
Принцип действия устройств, работающих с термовыключателями довольно прост. Сигнал с датчика передаётся на шкалу, расположенную в салоне. Именно на её показания ориентируется механизм, когда нужно изменить скорость вращения.
Как только температура антифриза превышает заданные производителем нормы, внутри термовыключателя замыкаются контакты. Они в свою очередь имеют прямой выход на питание агрегата. После этого напряжение начинает поступать к электрическому мотору. В результате крыльчатка вращается.
Внимание!При нормализации температуры жидкости, контакты размыкаются, и устройство прекращает свою работу.
Виды привода вентилятора охлаждения радиатора
Ещё кое-что полезное для Вас:
Этот вентилятор работает не постоянно, включается он только при превышении определенного уровня температуры. Определение температуры жидкости осуществляется датчиком, который и управляет работой вентилятора.
При превышении температуры датчик включает вентилятор в работу и он обеспечивает дополнительный поток воздуха для охлаждения жидкости. Как только температура снижается, датчик отключает устройство.
Когда автомобиль движется вентилятор редко когда включается в работу, поскольку потока воздуха вполне достаточно. Но при стоянке с работающим двигателем, к примеру, в пробке, потока воздуха нет, температура быстро повышается и без вентилятора уже не обойтись.