Что делать, если схема не подписана
Бывает, что один из водителей, который был задействован в ДТП, отказывается ставить свою подпись в документах. Это значит, что на то есть причины, он несогласен со схемой или другими данными.
При таком отказе может быть три варианта развития событий:
- пострадавший водитель отказывается соглашаться на условия обоюдного решения конфликта;
- виновник аварии не хочет подписывать документы;
- оба участника отказываются подтверждать документы своими подписями.
В любом из таких случаев рекомендуется вызывать инспектора полиции, чтобы он мог правильно составить протокол и заверить его от своего имени. Он также будет обязан документально зафиксировать, кто именно отказывается подписываться в документе.
На практике могут быть разные ситуации. Одна из которых – это подпись документов при несогласии одной из сторон. ДТП – это стресс для любого человека, даже с большим стажем вождения, в состоянии шока или под давлением ситуации люди могут по ошибке подписать бумаги, даже не соглашаясь с проблемой. В таком случае есть возможность оспаривания сложенной и подписанной схемы ДТП, но процедура проводится в судебном порядке.
Водитель может по разным причинам отсутствовать на месте происшествия и не подписать по этой причине необходимые документы.
Среди причин могут быть и такие:
- Его увезли на скорой помощи в клинику.
- Убыл в отделение ГИБДД самостоятельно.
- Оставил место происшествия.
- Неадекватно ведёт себя во время аварии и после неё.
- Водитель умер.
Присутствие виновника-водителя не всегда может гарантировать, что он подпишет все документы наравне с другими участниками ДТП. Для его отказа могут быть вполне объективные причины, связанные с тем, что в документах отражена неполная или неточная информация, искажающая реальное положение дел.
Бывает, что участники аварии не могут прийти к согласию из-за преступной позиции одной из сторон, которая указывает на вымышленные, не соответствующие действительности, обстоятельства дела. Конечно, такая позиция продиктована желанием получить материальную выгоду, и, если обман вскроется, преступник будет привлечён к уголовной ответственности.
В ходе разбирательства дела органами предварительного следствия, может быть проведён следственный эксперимент. Это действенная мера, направленная на выявление постановочных аварий. Результаты эксперимента являются для суда доказательством и исследуются при принятии итогового решения по делу. Многие обстоятельства проясняют фото и видеосъёмка, а также показания свидетелей.
Типовые схемы
Часто автомобилисты попадают в аварии, схожие по «характеру». К ним относится, например, случай, когда один водитель не уступил дорогу другому при перестроении. Также типичным можно назвать выезд на встречную полосу и последующее столкновение. Для экономии времени существуют типовые схемы ДТП, которые можно использовать при прорисовке плана аварии.
Рекомендуем для прочтения:
- Порядок проведения экспертизы после ДТП
- Обращение в страховую компанию после ДТП
- Примирение сторон при ДТП, что это такое, как оформить
- Как оказывать первую доврачебную помощь при ДТП
Как оформляются
Типовые схемы можно распечатать и возить с собой в качестве примера для оформления. Приведённые условные обозначения указаны в типовых схемах. Рисуя план, используйте их схематическое изображение.
При составлении используются такие значки:
Образец схемы
Типовые планы ДТП делятся на 5 категорий. В каждой из них есть несколько вариантов аварийных ситуаций.
Примерные образцы приведены ниже в таблице:
Категория | Пример ДТП | Типовая схема |
При движении в одном направлении | При перестроении в правую полосу автомобилист В не пропустил движущегося по этой полосе автомобилиста А | |
При движении под углом | На регулируемом перекрёстке водитель машины А ехал на зелёный свет, в то время как водитель машины В проехал на красный, вследствие чего произошло столкновение | |
При встречном движении | Автомобили А и В ехали по встречным полосам на регулируемых перекрёстках на зелёный свет. Водитель машины А решил в центре перекрёстка обойти движущееся перед ним транспортное средство слева. Таким образом произошло столкновение. | |
При столкновении двигающегося и стоящего ТС | Автомобиль А стоял припаркованный у обочины. Машина В выезжала с места парковки позади. При выезде автомобилист В зацепил правым передним углом левый задний угол машины А. | |
При передвижении задним ходом | Авто В выезжало с паркоместа задним ходом. В то же время машина А парковалась задним ходом, находясь позади, на дороге, на которую выезжал водитель В. Оба водителя не сориентировались по зеркалам заднего вида и столкнулись. |
Как нарисовать схему ДТП
Четких правил составления схемы в Европротоколе нет. Однако следует придерживаться некоторых рекомендаций для того, чтобы рисунок не вызывал дополнительных вопросов у страховщиков:
- Схема рисуется шариковой ручкой.
- Необходимо отметить все объекты дорожной инфраструктуры, имеющие значение для определения обстоятельств аварии.
- Обязательно указывается положение машин в момент ДТП, отмечается место столкновения.
- Если есть ошибки, план аварии лучше перерисовать. Место, отводимое для рисунка, имеет очень небольшой размер, и правильно заверить исправления практически невозможно.
Инспекторы Госавтоинспекции рисуют схему на большом листе формата А4. Такой размер позволяет подробно отобразить все объекты, имеющие значение для установления виновника аварии. В Извещении о ДТП рисунки небольшого размера, все предметы отображаются схематично.
Не нужно прорисовывать мелкие детали, автомобили обозначают обычными прямоугольниками. Для указания направления движения ставятся стрелочки.
Методика оформления схемы аварии
Последовательность составления плана ДТП можно представить в виде нескольких этапов. Желательно черновой вариант составить самостоятельно каждому водителю, а затем после согласования перенести рисунок в Извещение о ДТП.
Этап 1. Прорисовка местности. Вначале на плане нужно нарисовать место, где произошла авария. Схематично показать расположение улиц, написать их названия. По рисунку должно быть понятно, столкновение произошло на перекрестке, на прямом участке дороге, при выезде со двора или на автостоянке.
Если ДТП случилось рядом с домом, его тоже нужно пометить на схеме с проставлением адреса. Можно внести другие примечательные места, позволяющие узнать местность — парк, памятник, фонтан, остановку и т. п.
Этап 2. Отображение дорожной инфраструктуры. На план наносятся:
- дорожная разметка;
- светофоры с пометкой цвета, который горел в момент столкновения;
- пешеходные переходы;
- дорожные знаки;
- трамвайные пути;
- дорожка для велосипедистов;
- тротуар и др.
Все объекты, которые могли повлиять на поведение водителей, должны быть отражены в чертеже.
Этап 3. Зарисовка ДТП. Положение машин наносится в привязке с местностью и объектами дорожной инфраструктуры. Автомобили участников следует отметить буквами А и В, согласно заполнению протокола. Стрелки рядом с транспортными средствами указывают направление их движения.
Место столкновение отмечается крестиком — X.
Если в момент столкновения был другой транспорт, препятствовавший движению, его тоже следует нанести на схему.
Чем точнее участники смогут оформить план происшествия, тем меньше спорных ситуаций возникает при разборе ДТП. Если у водителей при составлении схемы возникают разногласия, и даже агрессия, следует вызывать ГИБДД.
Ниже приведен образец схемы места происшествия, составленный в соответствии с методикой.
Оформление
В 2018 году оформление аварии может проводиться несколькими методами:
- Документы заполняют сами участники дорожного столкновения. В таком случае для составления схемы ими используется Европротокол.
- Составляет сам сотрудник ГИБДД. Он также может нарисовать схему, если водители не в состоянии сделать это сами. Преимущество этого способа состоит в профессиональном подходе при подготовке первичных документов.
Оформление по Европротоколу даёт возможность самому составить документы, после чего покинуть место аварии, чтобы не создавать помехи в движении, а также не терять своё время. Такое правило регламентировано Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности».
В ходе оформления надо знать основные условия для Европротокола:
- в ДТП участвовали только 2 машины и оба водителя имеют страховку;
- нет жертв аварии, а также нанесения вреда третьим лицам или другому имуществу;
- виновник признаёт вину, и нет разногласий в ходе аварии;
- стоимость компенсационной выплаты не превышает 50000 рублей.
Если авария такова, что не попадает под описанные условия, то оформление её проводится иными методами.
Схема ДТП используется в следующих случаях:
- Для разбора всех обстоятельств.
- Чтобы получить выплаты от страховой фирмы за нанесённый ущерб.
- Чтобы были доказательства в ходе судебного разбирательства.
Как рисуются машины для СДТП
Автомобили на схеме отображаются в виде геометрических фигур, обозначаемых заглавными буквами. В пояснениях каждой маркировке соответствует государственный номер транспортного средства. У фигур автомобилей должна быть обозначена фронтальная сторона и место водителя. Однако детали не играют особой роли, поскольку основным требованием остаётся понятность схемы.
Составить необходимую схему можно при помощи сервисов в сети Интернет. Для этого в специальный редактор заносятся все данные, собранные на месте аварии. На основании этой информации формируется документ с подробным описанием дорожно-транспортного происшествия.
Во избежание внесения одной из сторон неоговорённых изменений в схему после составления её обязательно фотографируют.
Порядок составления
Какое должно быть содержание
Правильная схема ДТП обязательно включает такие важные сведения как:
- дата и точное время происшествия;
- кто является участником и какие автомашины задействованы в аварии;
- количество столкнувшихся ТС;
- кто виноват в дорожном событии;
- направление движений автомобилей до аварии;
- взаиморасположение машин в момент ДТП;
- нахождение автомобилей после окончательной остановки сразу после аварии;
- место на дороге, где оказался пострадавший пешеход или пассажир (если в аварии задействованы не только автосредства);
- какие были световые сигналы у автомобилей при дорожном происшествии (поворотники, сигналы «стоп», головные фары и пр.);
- план участка дороги, где было столкновение;
- габариты (ширина) проезжей части и количество полос в каждом направлении;
- вид участка дороги, то есть прямая проезжая часть или перекресток или поворот дороги и пр.;
- наличие оградительных сооружений, обочин, тротуаров и т.п.;
- привязка к адресу (номер дома, название соседних улиц, памятники, развлекательный комплекс, если вне населенного пункта – километр трассы, прочие ориентиры);
- разметка, дорожные знаки, светофоры и их сигналы в момент ДТП;
- посторонние предметы на проезжей части и препятствия, в том числе большие ямы и выбоины на дорожном полотне;
- месторасположения на проезжей части крупных осколков и деталей автомобилей;
- проекция тормозного пути автомобилей, а также их следов.
Основные правила
Единых правил как нарисовать схему ДТП для страховой и прочих случаев нет. Просто наработана многочисленная практика оформления аварий. Именно накопленный опыт следует учитывать как рекомендации.
План содержит как графические, так и буквенные, цифровые обозначения. То есть к графическим элементам нужно делать комментарии и пояснения. Это можно делать прямо около элементов, а также в виде сносок под чертежом.
Изображение производится в формате 2 D, то есть горизонтальный вид сверху.
Рисовать схему следует шариковой ручкой синего или черного цвета.
Все элементы, обозначения, символы и слова должны быть разборчивыми и понятны для всех.
Используются общепринятые символы без излишней детализации.
Не допускаются исправления, подчистки и подобное. Обычно вначале участники рисуют черновые варианты (каждый сам свой). А потом обсуждают все разногласия. Далее прорисовывают чистовой вариант. И если всё же допущены исправления, то их нужно делать аккуратно и подтверждать подписями.
При заполнении, по возможности, соблюдать масштабирование и пропорций.
Юристы страховых компаний советуют записать номера водительских удостоверений и страховых полисов водителей, смотрите на видео:
Проводить измерения с целью привязки основных элементов ДТП к прочным ориентирам. Это делается для возможности воссоздания обстановки в последующем. Измерения нужно делать так, чтобы можно было определить не просто где находится автомобиль, но и его положение (угол разворота). Отдельно делают замеры расстояний до границ перекрестков, знаков, края обочины, светофоров, длинны тормозного пути и пр.
Фотоматериалы. Для подлинности схемы следует запечатлеть картину на фотосредства.
Допускается несколько взаимосвязанных схем. Например, одна общая, а другая детализирующая отдельный фрагмент происшествия.
Желательно оформить схему непосредственно в момент оформления дорожного события, то есть на месте. Хотя в некоторых случаях допускается и последующее оформление даже несколько дней спустя. Но такие чертежи должны быть обоюдно утверждены участниками.
Графический документ имеет юридическую силу, если подписан всеми участниками. За исключением схем, которые составляет сотрудником госавтоинспекции, выезжающим на аварию.
Если имеется несколько чертежей противоречащих между собой, то большую силу имеет более поздний вариант.
Используемые обозначения
Правила составления чертежа аварии подразумевают четкие единообразные обозначения:
Вот образец схемы ДТП двух автомобилей:
Оформление
Оформление ДТП в 2021 году может производиться:
- Самостоятельно участниками аварии. Составляется, если есть условия для оформления ДТП по Европротоколу.
- Сотрудниками ГИБДД. Если ДТП нельзя оформить вышеназванным способом, участники должны вызвать инспектора ГИБДД.
Европротокол — процедура оформления документов о ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Заполняется специальный бланк Извещения.
Если он будет заполнен правильно, на его основании можно получить денежную компенсацию по страховому полису.
Оформление аварии по правилам Европротокола — возможность самостоятельно задокументировать произошедшее и продолжить свой путь в кратчайшие сроки, не создавать пробок и заторов на дороге.
Регламентируется законом Об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г., статья 11.1.
Условия для оформления аварии по Европротоколу:
- в аварии пострадали только два автотранспортных средства, и их гражданская ответственность застрахована;
- нет пострадавших, погибших, другому имуществу вред также не причинен;
- отсутствуют разногласия в связи с повреждениями автомобилей;
- размер ущерба составляет не более 50 000 рублей.
Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют подобным условиям, оформлять аварию нужно в общем порядке.
Схема нужна для:
- разбора обстоятельств ДТП;
- получения денежной компенсации от страховщика;
- получения доказательств для суда и установления виновности участников аварии.
Как рисовать схему ДТП в Европротоколе? Для начала узнаем, какие сведения должна содержать схема.
Содержание схемы
Участники аварии должны отразить в документе:
- месторасположение машин перед ДТП, направление их движения;
- были ли или нет препятствия на проезжей части;
- есть ли на данном участке дороги знаки светофоров, разметка;
- были ли другие автотранспортные средства помехой при совершении маневра;
- нужно отразить ширину дороги, количество полос в одном направлении;
- место первого столкновения;
- расположение автотранспортных средств после аварии.
Разберем, как самостоятельно оформить схему ДТП.
Правила составления
Единых и строгих правил, которым нужно следовать, нет. Но изображение должно быть четким, понятным, не должно вызывать дополнительных вопросов у сотрудников страховой компании.
Лучше воспользоваться образцами или типовыми схемами, речь о которых пойдет ниже.
Основные рекомендации по методу составления, которых стоит придерживаться:
- необходимо корректно отразить все существующие факторы, которые привели к аварии и которые помогут в определении виновности или степени виновности участника;
- согласовать место расположения автотранспортных средств до и после ДТП;
- обязательно отметить разметку, дорожные знаки, сигналы светофора;
- в документе должны быть подписи сторон;
- если схему составляет сотрудник ГИБДД, схема подписывается ответственным лицом экипажа;
- в документе не должно быть исправлений (если в схеме есть неточность, изображение следует полностью переделать, или незначительные изменения подписываются обоими участниками аварии);
- заполняют бланк простой шариковой ручкой, разборчиво;
- заполняют все графы и поля.
Отражать все объекты следует схематично
Лучше не тратить время на прорисовывание мелких деталей (цвет авто, наличие багажного отдела и прочее), если эти факторы не имеют важного значения для определения обстоятельств случившегося
Предметы, связанные с аварией, нужно отображать в горизонтальной проекции (если машины не перевернуты на бок).
Для исключения возможного возникновения противоречий между участниками желательно:
- сначала составить схему каждому из участников отдельно;
- исправить противоречия;
- вместе составить черновой вариант, затем перенести его на бумагу.
Следует дополнительно сфотографировать место ДТП с нескольких ракурсов.
Как правильно нарисовать схему ДТП для страховой?
При каких условиях нельзя самостоятельно делать зарисовку аварии
Мы уже рассказали, как рисовать схему дорожного инцидента, какие реквизиты должен иметь такой рисунок
Также мы поговорили о том, какой должен быть Порядок действий человека, который взял на себя оформление ДТП, уделил внимание схематическому плану аварии, раздал заполненное извещение участникам дорожно-транспортного происшествия
А теперь поговорим о том, когда делать это самостоятельно нельзя.
Сделать звонок для вызова сотрудников полиции придется, а случившееся без ГИБДД не оформить своими руками, если:
- один из водителей не взял, просрочил, подделал полис ОСАГО;
- один из водителей аварии не взял или в принципе лишен водительского удостоверения;
- кто-то из участников происшествия на дороге или местах парковки пребывает в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств;
- присутствуют пострадавшие, жизни или здоровью которых нанесен определенный вред;
- ущерб, который понесло транспортное средство потерпевшего, превысил лимит по ОСАГО – 400 тысяч рублей.
Мнение эксперта
Наталья Алексеевна
Если хоть одно из перечисленных условий выполняется, схема ДТП не может быть создана самостоятельно, Европротокол оформлять нельзя.
Иначе водителя могут оштрафовать, в некоторых случаях даже лишить водительского удостоверение на время.
Примеры схем ДТП
Все стандартные схемы ДТП представлены на сайте РСА — Российского союза автостраховщиков. Именно там водители могут ознакомиться с общими правилами по составлению этого документа. Типовые образцы имеют описание обстоятельств, часто встречающихся ДТП. В дополнение к ним показаны рисунки с места аварий. На сайте РСА представлено 31 изображение.
Такие типовые формы полезны в двух случаях:
- Участники столкновения оформляют Европротокол без участия работников полиции.
- В ДТП никто не пострадал, нет ни раненых, ни погибших, а участники происшествия одинаково понимают и оценивают его причины.
Есть ряд ситуаций, при которых типовые наработки оформления ДТП, помочь не могут:
- Изначально нарушен порядок оформления аварии, регламентированный законодательством об ОСАГО.
- Произошло бесконтактное ДТП.
- Авария случилась не во время движения транспорта.
- Участники имеют разное понимание причин аварии и порядка действий друг друга в ней, а строки 16 и 1 ими заполнены с нарушениями.
Оформленные документы должны быть направлены в страховую фирму владельцами машин в течение 5 суток. После этого участвовавшие в столкновении авто предоставляются для оценки экспертам.
Извещение – это не акт экспертизы, но если оно оформлено правильно, то позволяет существенно ускорить работу страхового агента, за счёт чего происходит и быстрая выплата.
Во время заполнения документов, обязательно нужно следить, как описывает случавшееся другая сторона конфликта, поскольку для получения страховки не должно быть никаких разночтений. При некорректном или неразборчивом внесении данных, страховая фирма должна сама провести сбор информации, которая ей требуется. А это может увеличить как время обработки запроса, так и дату выплаты страховки. Может оказаться и так, что в её производстве будет отказано.
Извещение об аварии необходимо заполнять исключительно печатными буквами. В строках с вариантами ответа ставится галочка. Все пустые строки прочёркиваются, чтобы исключить возможность внесения данных мошенниками.
При порче бланка или большом количестве ошибок и исправлений, его нужно переписать, но после подписания вносить коррективы уже запрещено.
Если гражданин не хочет ставить свою подпись или совместно с противной стороной заполнять бланк, то придётся вызывать инспектора полиции.
Чтобы все прошло быстро и в упрощённой форме, можно прислушаться к некоторым советам бывалых автолюбителей:
- Все исправления и внесения корректировок возможны только при подкреплении их подписями обеих сторон.
- Пустые строки оставлять нельзя, нужно ставить символ в виде зигзага.
- При свидетелях, и их согласии участвовать в этом деле, нужно внести в извещение все данные с их уст.
- В схеме детально все расписывается и рисуется — с названиями улиц, нумерацией домов, и другими ориентирами.
- Для успешного завершения вопроса с получением страховки, нужно постараться найти общий язык с другим участником ДТП, чтобы избежать противоречий в показаниях.
Подписывать извещение нужно с обеих сторон исписанного листа, что указывает о согласии участников с причинами и обстоятельствами аварии, изложенными друг другом.
Как правильно нарисовать схему ДТП для страховой
Законом не установлено как правильно рисовать схему ДТП для страховой, существует лишь перечень рекомендации по заполнению, в котором указано какие детали важно отобразить в схеме. В соответствии с письмом Минобрнауки России от 13.04.2015 N АК-1009/06 «О направлении методических рекомендаций» при дорожно-транспортном происшествии водитель обязан заполнить извещение о ДТП, элементом которой обязательно должна быть тщательно нарисованная схема ДТП
В правила составления схемы ДТП обязательно входит:
В соответствии с письмом Минобрнауки России от 13.04.2015 N АК-1009/06 «О направлении методических рекомендаций» при дорожно-транспортном происшествии водитель обязан заполнить извещение о ДТП, элементом которой обязательно должна быть тщательно нарисованная схема ДТП. В правила составления схемы ДТП обязательно входит:
-
Название улиц.
-
Направление движения транспортных средств.
-
Положение транспортных средств во время столкновения и их конечное положение.
-
Расположение светофоров.
-
Дорожные знаки и их расположение.
-
Линии дорожной разметки (разделительные полосы, белую линию, запрещенное движение и т.п.).
-
По возможности — расположение и конфигурацию осыпей грязи, осколков, отломков, следов торможения, следов заноса и т.п.
Теперь вы знаете как правильно составить схему ДТП самостоятельно по образцу
Почему так важно заполнять извещение и схему правильно? Все очень просто: страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств ДТП, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда
П.2 ст.14.1 ФЗ Об ОСАГО
На что особенно стоит обратить внимание при заполнении извещения?
1Все исправления или дополнения, вносимые в Извещение о ДТП, должны заверяться подписями обоих водителей — участников ДТП.
2Не оставляйте незаполненных граф.
3Если есть свидетели ДТП и они согласны в случае необходимости подтвердить указанные обстоятельства — обязательно зафиксируйте эту информацию.
4Максимально корректно с помощью комбинации выбранных подпунктов пункта 16 опишите обстоятельства ДТП
Обратите особое внимание на заполнение этого раздела и на отсутствие противоречий в указанных каждым водителем обстоятельствах (условие упрощенного оформления документов о ДТП в соответствии с Федеральным законом «Об ОСАГО»)
5Не забудьте указать общее количество заполненных клеток. Без этого обстоятельства ДТП считаются незафиксированными.
6Укажите только место первоначального удара, а не детали, которые повреждены.
7Тщательно нарисуйте схему ДТП. Укажите название улиц, направление движения транспортных средств, положение транспортных средств во время столкновения и их конечное положение, расположение светофоров, дорожные знаки и их расположение, линии дорожной разметки (разделительные полосы, белую линию, запрещенное движение и т.п.), а по возможности — расположение и конфигурацию осыпей грязи, осколков, отломков, следов торможения, следов заноса и т.п. Старайтесь избегать противоречий между сведениями, указанными в подпунктах пункта 16, и схемой ДТП. При наличии таких противоречий приоритет имеют сведения, указанные в пункте 16. Однако наличие существенных противоречий может послужить основанием для отказа в страховой выплате.
8При характеристике повреждений элементов автомобиля в зависимости от степени повреждения выберите одно из: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина).
9Не забудьте указать буквенное обозначение Вашего ТС, которое зафиксировано на лицевой стороне.
10Максимально полно опишите обстоятельства ДТП от первого лица.
11Все пустые графы заполните прочерком.
Важно! Не забудьте подписать Извещение о ДТП с лицевой и обратной сторон. Также обязательно подпишите в пункте 18, подтверждая тем самым отсутствие разногласий водителей по указанным обстоятельствам ДТП! Без этой подписи (при наличии незаполненной графы) возможен отказ в страховой выплате
Если у вас все равно возникают сложности с оформлением извещения, то онлайн пример схемы ДТП можно найти в интернете, главное, чтобы она соответствовала требованиям законодательства. Также, существуют специальные конструкторы для составления схемы
Вы всегда можете рассчитывать на помощь специалиста, который поможет вам заполнить извещение и правильно нарисовать схему ДТП, чтобы страховая не смогла придраться, когда встанет вопрос о возмещении ущерба
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Получить консультацию
Как рисовать схему
После можно приступать к рисованию схемы происшествия. Для этого понадобится чистый лист бумаги и синяя шариковая ручка, которые именно для таких случаев лучше всегда держать в бардачке. Также желательно пользоваться линейкой. Если её под рукой не окажется, что вполне вероятно, то чертить линии на схеме можно с помощью водительского удостоверения, кредитки или другого подобного предмета.
Осмотритесь вокруг, узнайте у прохожих или по карте ближайший к месту происшествия адрес и зафиксируйте точное время. Всё это понадобится при составлении схемы. Потом найдите двух очевидцев ДТП и попросите их выступить в качестве свидетелей.
1. Нарисуйте дорожное полотно
Сначала изобразите участок дороги, на котором произошло ДТП. Схематически отобразите дорожную обстановку, чтобы было понятно, где случилась авария: на прямом участке, на перекрёстке (и какого типа) или же на парковке. Так сотрудникам ГИБДД будет проще сориентироваться в ситуации, определить, какие правила были нарушены и кто из участников ДТП виноват.
2. Покажите разметку
Один из самых важных моментов при составлении схемы происшествия, который может сыграть ключевую роль в доказательстве или опровержении вины одного из участников ДТП. Нанесите на схему разметку, обязательно указав количество полос движения, разделительные линии, края проезжей части, а также дополнительную разметку вроде пешеходных переходов, если она присутствует.
3. Отобразите направление движения
Дополните схему и проставьте с помощью стрелок направление движения потока по каждой из полос. Отметьте, в какую сторону двигались участники происшествия, совершали ли они обгон, перестроение или другие манёвры.
Особое внимание этому пункту стоит уделить, если авария произошла на пересечении дорог
4. Нарисуйте положение автомобилей во время происшествия
Нанесите транспортные средства участников ДТП, чтобы показать их расположение относительно друг друга до момента столкновения и после. Можно использовать любые обозначения, но чаще всего машины изображают в виде прямоугольников, помечая переднюю часть с помощью треугольника.
Вместо того чтобы писать марку и модель каждого автомобиля, нужно просто присвоить им буквенное или цифровое обозначение. Например, «А» и «Б» или «1» и «2». Под схемой можно будет расшифровать их, указав полную информацию и характер полученных повреждений.
5. Укажите траекторию автомобилей
С помощью нанесённой на схему траектории сотрудники ГИБДД и страховая компания смогут правильно оценить все факторы, повлиявшие на ДТП, чтобы определить виновника и назначить возмещение ущерба.
Пунктиром следует изобразить траекторию обоих участников происшествия незадолго до ДТП, показать их расположение. Следы торможения, если они есть, тоже нужно обозначить на схеме.
6. Сделайте привязку к местности
На схеме указываются названия улиц и направления движения по ним. Не забудьте отметить ближайшие здания и обозначить края проезжей части.
Кроме того, стоит указать расстояния от передних и задних колёс машин до обочины, а также расстояния от каждого из автомобилей до столба, дерева или другого неподвижного объекта.
7. Опишите детали происшествия
В конце нужно добавить на схему важную дополнительную информацию: находящиеся рядом с местом ДТП знаки дорожного движения, светофоры и их сигналы. Всё это также поможет установить обстоятельства происшествия и принять правильное решение по нему.
Имейте в виду, что в схему нельзя вносить никакие исправления. Поэтому будьте предельно внимательны и не допускайте ошибок.
Виды схем и требования к ним
В зависимости от способа оформления протокола различается и вид используемой схемы.
Для европротокола
Европротокол служит для упрощенного способа оформления ДТП. Для составления схемы, в этом случае, используется готовый бланк-извещение, напечатанный типографским способом. Помимо общих требований, следует учитывать и другие особенности оформления схемы:
- Графическая и описательная часть разбиты на разные страницы, для них используется 16 и 17 пункт.
- Наличие подписи инспектора ГИБДД не требуется, достаточно подписей двух участников аварии.
- Основные обозначения дополняются указаниями виновности: 1 – полностью виновен, 0 – нет вины, ½ – обоюдная вина.
- Разъединять две стороны протокола можно только после окончательного его заполнения.
Для того чтобы безошибочно оформить европротокол, следует использовать типовые схемы, рекомендованные РСА. Они подробны и содержат все необходимые обозначения, достаточно лишь перенести их в извещение.
Для стандартного ДТП
Если оформить аварию европротоколом невозможно, то на место вызывается инспектор ГИБДД. Он самостоятельно оформляет схему или же отказывается от этого документа. Задача водителей в этом случае – контроль за правильностью внесения информации. Если имеются замечания или поправки, то их следует указать письменно рядом с подписью на схеме.
Схема для стандартного ДТП всегда оформляется на бланке ГИБДД. Если инициатива составления документа исходит от водителя, то он вправе выполнить чертеж на чистом листе формата А4
Важно чтобы информация на нем дублировались в протоколе и не противоречила ему. Обязательными являются подписи обеих сторон, инспектор ГИБДД не обязан заверять подобный документ
От этого он не утрачивает юридической силы.
Предъявляемые требования
В законе и регламенте отсутствуют единые и строгие правила, по которым необходимо следовать. Если схема рисуется для ГИБДД, тогда используется обычный лист бумаги. А для страховой требуется воспользоваться европротоколом, указав соответствующую информацию и нарисовав схемы в 17 пункте. Разобравшись, как оформляется ДТП и чертится схема для каждой из ситуации, не лишим будет учесть и некоторые общие требования. От их соблюдения во многом зависит то, окажется лишь ваша схема весомым аргументом при рассмотрении дела по ДТП, либо её даже не станут вовлекать в дело, поскольку она не соответствует правилам составления.
Единственные требования распространяются на необходимость создания чётких и понятных изображений, а также прилагающихся к ним записей, дабы у страховой или сотрудников ГИБДД не возникали дополнительные вопросы.
Не лишним будет заранее изучить типовые примеры схем, а также подсмотреть правильно составленные образцы.
Есть несколько рекомендаций и требований касательно того, как правильно рисуется схема различных ДТП, необходимых для ГИБДД и предъявления в страховую компанию:
- Максимально корректно отображайте всю информацию и факты, спровоцировавшие аварию и влияющие на возможность определить виновника, либо степень вины каждого из участников ДТП.
- Указывайте, как и где находились ТС до столкновения и после аварии. То есть когда машины прекратили своё инерционное движение, вызванное столкновением.
- Всегда наносите на схему дорожную разметку, знаки, светофоры и пр.
- Не забывайте, что без подписей стороны схема не имеет никакой силы.
- Если ответственным за составление схемы выступает сотрудник ГИБДД, он также обязан оставить свою подпись. Без неё документ недействителен.
- Не допускайте исправлений. Если на схеме установлена неточность, её полностью переделывают. Когда изменения незначительные, то под ними обязаны расписаться участники аварии.
- Для заполнения бланка используйте шариковую ручку, желательно чёрного или синего цвета.
- Если это бланк европротокола, тогда нужно заполнить все поля и предусмотренные графы.
В некоторых случаях удаётся взять показания свидетелей. Но только учтите один важный момент. Записывать их показания можно строго при наличии согласия. Оно не обязательно должно быть письменным. Достаточно и устного согласия на то, что показания человека будут внесены в протокол и схему ДТП.
Законом не запрещено использовать типовые схемы, найденные в сети. Но они должны подходить и соответствовать конкретно вашим обстоятельствам.
Чтобы подготовить схему, вовсе не требуется иметь особые навыки или специальные знания в этой области. Каждый водитель в теории с лёгкостью справится с поставленной задачей. Если под рукой есть типовая схема, то всё оказывается ещё проще.
Важно лишь, чтобы схема содержала исключительно достоверные сведения, имела чёткие обозначения, соответствовала законодательству, а также не включала в себя никаких противоречивых сведений или разногласий. Согласитесь, будет странно видеть на схеме красный цвет светофора, в то время как на фото или видео видно, что в момент аварии горел зелёный