Турбонаддув своими руками
Наверное, ни один автолюбитель не откажется увеличить мощность двигателя своей машины. Сделать это можно разными способами. Некоторые из них трудоемки, некоторые — не очень. Сегодня речь пойдет об увеличении мощности мотора относительно легким способом: установкой турбонаддува своими руками.
1 Что такое турбокомпрессор из чего он состоит
2 Преимущества и недостатки компрессора в автомобиле
3 Подготовка к установке турбонаддува своими руками
4 Как установить турбонагнетатель
4.1 Инструменты и расходные материалы
4.2 Последовательность операций при установке турбонаддува
4.3 Видео: монтаж турбонаддува на ВАЗ 2109
5 Важные моменты работы с турбированным двигателем
Механический турбокомпрессор для легкового автомобиля
Если коротко, турбокомпрессор — это устройство для нагнетания сжатого воздуха в цилиндры двигателя.
Схема стандартного механического компрессора для легковых автомобилей
А теперь разберемся с этим устройством подробнее.
Схема движения воздуха и выхлопных газов в механическом компрессоре
Мотор работает, потому что в нем постоянно горит топливно-воздушная смесь подается в цилиндры. Оптимальное соотношение топлива и воздуха в этой смеси зависит от типа двигателя. Размеры цилиндров тоже важны, именно они ограничивают объем подаваемой смеси. Турбокомпрессор устраняет это ограничение. Во время такта впуска он подает в цилиндры больше воздуха, дополнительно обогащая смесь. Сгорая, она выделяет намного больше энергии, увеличивая мощность двигателя на 20-40%. Турбокомпрессоры бывают двух типов:
Механические.
Электрические.
Механический турбокомпрессор использует энергию выхлопных газов: они подаются на крыльчатку турбины, заставляя ее вращаться. На том же валу располагаются лопасти компрессора, которые и создают необходимый поток воздуха, нагнетаемого в цилиндры.
Электрические турбокомпрессоры появились относительно недавно. Они не используют в работе выхлопные газы. Давление эти устройства нагнетают с помощью отдельных компактных электрических компрессоров.
На первый взгляд может показаться, что никаких проблем из-за установка турбонаддува возникнуть не должно. Но это не так. Это устройство имеет несколько минусов, а в особо тяжелых случаях может представлять реальную опасность для водителя. Преимущества турбины очевидны:
мощность двигателя увеличивается на 20-45% (степень увеличение мощности зависит как от объема и типа двигателя, так и от модели компрессора);
механический компрессор повторно использует выхлопные газы, а значит, приносит пользу окружающей среде;
А теперь переходим к минусам.
так как топливно-воздушная смесь становится более обогащенной, температура ее горения увеличивается. Двигатель нагревается сильнее, в результате чего быстрее прогорают поршни и клапаны, быстрее изнашивается система охлаждения;
двигатель с перегревшимся компрессором может взорваться. В буквальном смысле слова;
даже если ничего из вышеперечисленного не произошло, использование турбокомпрессора значительно сокращает срок службы любого двигателя;
Сначала перечислим все, что нужно для работы.
Последовательность операций при установке турбонаддува
Воздушный фильтр автомобиля откручивается и снимается
с помощью рожковых ключей откручиваются все воздушные патрубки и промываются в керосине (если эта операция невозможна, сняты патрубки можно протереть тряпкой, смоченной в бензине, а керосин все-таки предпочтительнее);
Воздушные патрубки машины снимаются и очищаются керосином
с помощью проволоки прочищаются все каналы, по которым в двигатель поступает воздух;
Трубки воздушных каналов двигателя очищаются проволокой
турбокомпрессор подключается к системе подачи воздуха и надежно фиксируется;
Турбокомпрессор устанавливается на систему подачи воздуха
патрубки для нагнетания воздуха и для выхода отработанных газов также фиксируются специальными хомутами;
Патрубки входной и выхлопной систем фиксируются хомутами
вал турбокомпрессора несколько раз прокручивается вручную, одновременно с этим в устройство заливается немного турбинного масла. Ротор турбины при этом не должен останавливаться;
Масло в турбокомпрессор заливается с помощью воронки
воздушный фильтр, карбюратор и патрубки устанавливаются на штатные места, после чего двигатель автомобиля запускается на невысоких оборотах. Машине надо дать поработать как минимум 15 секунд, после чего провести повторный осмотр двигателя;
Какой двигатель лучше: атмосферный или турбированный
Долгий спор поклонников атмосферных и турбированных двигателей далёк от логического завершения. У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки. Не дают перевесить какой-либо чаше весов постоянные разработки инженеров и конструкторов, добавляющие преимущества то одному, то другому варианту.
Большинство автовладельцев сходятся во мнении, что атмосферный двигатель, хоть и уступает по мощности турбированному, но всё-таки более надёжен в эксплуатации. Он неприхотлив в выборе марки бензина и масла, может быть отремонтирован в любой автомастерской. Для турбированных моторов такие «вольности» не допустимы.
Турбированный мотор – дорогое удовольствие: он требует большего внимания, тщательного ухода, правильной эксплуатации. Сама турбина, даже при соблюдении всех рекомендаций по эксплуатации, обладает ограниченным ресурсом работы и через достаточно непродолжительный срок требует замены.
Поэтому выбирать вариант мотора необходимо по собственным материальным возможностям. Атмосферный вариант предпочтителен для автовладельцев, ограниченных в бюджете и не готовых вкладывать в машину значительные средства. Обслуживание, эксплуатация и ремонт «атмосферника» явно проще и дешевле.
Турбированный двигатель – правильный выбор для тех, кто во главу угла ставит мощность мотора и динамику передвижения. Хотя такой мотор может доставить немало проблем и расходов в процессе эксплуатации.
Немаловажный фактор выбора мотора – стиль езды автовладельца. Для водителя, предпочитающего спокойное передвижение двигатель с турбонаддувом – бесполезная «фишка». В этом случае затраты на мотор повышенной мощности не оправданы, ведь турбина не будет выполнять свои функции. Но даже без использования силовой установки по назначению, обслуживать её придётся по правилам, а значит, попросту выбрасывать деньги на ветер.
Специалисты советуют при покупке машины с турбиной останавливать выбор на новых моделях. Только в этом случае можно быть уверенным, что агрегат правильно обслуживался и эксплуатировался. Автомобиль, с «убитой» предыдущим владельцем турбиной, доставит в разы больше проблем, чем удовольствия от езды на нём.
Видео: турбо- и атмосферный моторы: в чём разница?
Увеличение в современных условиях количества автомобилей с турбированными двигателями касается, прежде всего, дизельных агрегатов. В настоящее время почти все дизельные моторы снабжены турбонаддувом, поскольку именно эта деталь придаёт мотору на дизтопливе достойные эксплуатационные характеристики.
С турбо-бензиновыми моторами дело обстоит иначе. Большинство автопроизводителей продолжают выпускать модели с простыми атмосферными двигателями, и только в некоторые линейки добавляют турбомоторы на бензине. Меньше всего таких моделей на дорогах в странах СНГ. Объясняется это отсутствием спроса и политикой автодилеров, которые стараются оградить себя от возникающих при эксплуатации машин проблем и выполнения гарантийных обязательств. Продавцы учитывают низкое качество бензина и отсутствие на территории СНГ достаточного количества высококвалифицированных автослесарей.
Ответ на вопрос, стоит ли покупать бензиновый автомобиль, оснащённый турбиной, зависит от планов автолюбителя. Если на машине планируется покататься 3–5 лет и пройти 150–200 тысяч километров, при достаточном количестве свободных средств, почему бы и нет. Но тем покупателям, которые не готовы переплачивать за мощность и тратиться на дорогостоящее обслуживание автомобиля, лучше остановить выбор на традиционном «атмосфернике».
От покупки подержанного авто с турбонаддувом стоит однозначно отказаться, памятуя об ограниченном ресурсе турбины. Такие модели часто приобретают молодёжь и «гонщики», которые «укатывают» мощную машину и практически не ухаживают за нею по правилам. После использования агрегата на «всю катушку» им проще продать его, чем вкладываться в ремонт. Приобретённый «с рук» автомобиль с турбированным бензиновым двигателем стопроцентно доставит массу хлопот новому владельцу.
Что такое турбированный двигатель
Все двигатели внутреннего сгорания функционируют благодаря энергии, возникшей в результате горения топливовоздушной смеси в камере. Чем больше воздушных масс подаётся в цилиндры, тем больше горючей смеси сжигается за один цикл, от чего напрямую зависит количество выделяемой энергии, воздействующей на поршни. Разница между атмосферными и турбированными типами ДВС в способе подачи воздуха, причём силовые агрегаты, несмотря на конструктивные различия, могут быть как бензиновыми, так и дизельными.
Постоянно ведущиеся работы по совершенствованию моторов показали, что объём больше не служит определяющим фактором мощности, динамики и крутящего момента агрегата. Благодаря оснащению искусственными нагнетателями воздуха, увеличивать габариты двигателя нет необходимости. Поскольку атмосферные ДВС для создания смеси и обеспечения её воспламенения в камере забирают воздух извне естественным способом благодаря разрежению во впускном коллекторе, чтобы улучшить характеристики, приходилось значительно повышать объёмы силовых агрегатов. Используя турбонаддув, базирующийся на использовании энергии отработавших газов, можно добиться высоких показателей при компактных габаритах. Рассмотрим подробнее, что значит турбированный двигатель.
Устройство такого мотора предполагает наличие турбины или механического компрессора. Задача нагнетателя в том, чтобы воздушные массы для образования смеси поставлялись в цилиндры под давлением, что ускоряет процессы сгорания, способствуя повышению крутящего момента и мощности. Первоначально в автомобильной промышленности турбины ставились на дизели и именно благодаря этому дизельные двигатели перестали ассоциироваться с тракторами. Сегодня турбо-моторы, работающие на дизтопливе, есть в комплектации самых современных моделей авто от мировых автогигантов. На бензиновых ДВС использовать системы для принудительного нагнетания воздуха было нецелесообразно ввиду большой стоимости и снижения уровня надёжности. Но теперь, когда турбонаддувные агрегаты перешли на новый виток эволюции, проблема была решена, сейчас моторы с наддувом активно используются и в бензиновых вариантах агрегатов.
Конструктивно мотор с нагнетателем воздуха отличается от привычного атмосферного ДВС, что обеспечивает ему как преимущества в виде повышенных характеристик при компактности и небольшом весе, так и недостатки. Ввиду усложнения конструкции показатели надёжности сильно снижаются, поэтому в неправильных условиях эксплуатации риски поломки существенно возрастают. В отличие от неприхотливых атмосферных двигателей, агрегаты с наддувом требуют к себе повышенного внимания со стороны автовладельца. Если на атмосферник не особо повлияет использование некачественного горючего или масла, то моторы с нагнетателем воздуха в этом плане очень привередливы. Пренебрегать правилами эксплуатации и ухода не стоит, поскольку это может привести к печальным последствиям.
Необходимые элементы для установки турбины
На установку турбины решаются водители, которым не хватает мощности на своем авто. Благодаря турбированию атмосферного двигателя автомобиль становится более экономичным, поскольку мощность мотора возрастает, а объем остается неизменным. Так, после установки турбины на двигатель мощностью 1,4 литра, автомобиль ведет себя, как если бы у него стоял мотор 1,8 литра.
Однако к вопросу надо подходить с осторожностью, поскольку при техническом усовершенствовании автомобиля затрагиваются многие его важные части, применяются дополнительные запчасти. Вот перечень основных деталей, которые потребуются при установке турбины:
Вот перечень основных деталей, которые потребуются при установке турбины:
- непосредственно сама турбина;
- выпускной коллектор;
- интеркулер, чтобы охлаждать воздух;
- магистраль подачи воздуха, которую делают из алюминиевых трубок или нержавейки;
- силиконовые патрубки для соединения трубок;
- трубки под подачу охлаждающей жидкости и масла;
- труба от выхода турбины до глушителя (называется пайп или даун-пайп);
- форсунки высокой продуктивности;
- электроника, которая будет контролировать подачу топлива.
Вместо обычного коллектора, нужен турбоколлектор, через который будут проходить выхлопные газы и направляться в турбину.
Чтобы турбина не перегревалась, устанавливают охлаждающую систему. В пайп надо будет встроить датчик лямбда-зонда (датчик кислорода).
Обороты крыльчатки турбины очень высокие. Чтобы она не вышла из строя, надо подвести масло, которое будет поступать из двигателя. Для сбрасывания лишнего давления нужен специальный клапан (блоу-офф).
Устройство турбонаддува
Турбина двигателя, работающего на бензине, состоит из таких элементов:
- Корпус подшипников, размещающий в себе ротор с валом и кольцами с лопастями. Вращаясь, они перенаправляют воздух в цилиндры.
- Каналы, проходящие через весь корпус. Их функция заключается в доставке масла к вращающимся и трущимся друг о друга элементам, что способствует увеличению срока их службы.
- Подшипник скольжения, гарантирующий плавную работу ротора, смазываемого и охлаждаемого маслом.
- Корпус, по форме чем-то напоминающий улитку, защищающий составные элементы механизма от механических повреждений.
Правила эксплуатации
Чтобы в полной мере использовать ресурс турбины дизельного мотора и продлить ее срок службы, необходимо выполнять ряд условий:
- Регулярно менять масло в системе, чтобы не допустить попадания абразива в маслопровод и его засорения.
- Применять только качественное масло, имеющее сертификат, той марки, которая соответствует указанной в паспортных данных двигателя.
- Прогревать мотор перед началом движения и не давать холодному двигателю высоких нагрузок.
- Никогда резко не отключать движок, а после остановки автомобиля давать ему возможность поработать несколько секунд на холостых оборотах.
Турботаймер. Чрезвычайно важный элемент или абсолютно бесполезная вещица?
Производители автомобилей постоянно предлагают потребителям какие-нибудь новинки. В данной статье речь пойдёт о турботаймере, предназначенном для установки на турбированные машины. Так ли уж необходимо это устройство, или вполне можно обойтись без него? Давайте разберёмся.
Турботаймер: что собой представляет, для чего нужен
Технический прогресс не остановить. Представители автопрома доказывают это постоянно. Безопасность, экономичность, показатели экологичности транспортных средств повышаются. Ходовые характеристики улучшаются. Возникает резонный вопрос: новшества действительно полезны? Может, дополнительные опции нужны исключительно для того, чтобы доверчивые клиенты автосалонов заплатили больше денег?
Описание гаджета
Автолюбителям, жаждущим увеличения скоростных возможностей железных коней, следует:
- хорошо изучить технические характеристики различных моделей турбин;
- выбрать надёжное, наиболее эффективное оборудование.
В противном случае не удастся понять:
- как долго турбокомпрессор будет исправно работать;
- получится ли значительно увеличить потенциал агрегата.
Специалисты советуют обратить внимание на турботаймер, представляющий собой электронный датчик (по размерам ненамного больше спичечного коробка). Располагается устройство под торпедо. Питание подаётся по проводам, подключённым к клеммам замка зажигания
Питание подаётся по проводам, подключённым к клеммам замка зажигания.
Эффективность девайса
Пока не определились с коэффициентом полезного действия турботаймера. Главная причина – специфика работы турбины. Она определённое время функционирует, хотя силовой агрегат уже выключен. Те, кто ездит на турбированных авто, прекрасно знает: промчавшись по трассе на высоких оборотах, надо какое-то время подождать и сразу не глушить двигатель. Почему?:
- подшипники вращаются;
- масло не подаётся и пригорает на металлических поверхностях;
- маслопровод частично блокируется.
Турбины на ауди, BMW, фольксваген, мерседес, рено, пежо, другие марки, укомплектованные таймером, столь быстро не изнашиваются. Когда транспортное средство останавливается, водитель без опасений выключает зажигание, а устройство функционирует, пока мотор не остановится.
Клиенты автомастерских интересуются относительно того, всем ли необходима установка гаджета. Однозначно ответить на вопрос не представляется возможным. Лучше проанализировать свою манеру вождения. Постоянно спешащим автовладельцам, не желающим тратить драгоценное время на ожидание остывания турбины, работающей на холостых оборотах, предпочтительно оснастить машину умным устройством.
Важный момент
Не стоит забывать: турботаймер является средством, значительно осложняющим задачу автоугонщикам. Пока двигатель не остынет, и устройство не отключится, машина не сдвинется с места. Посредством таймера управление блокируется, включается сирена. Цена дополнения к турбине (в зависимости от модели) варьируется от шестидесяти до ста пятидесяти условных единиц.
Заключение
Каждый сам решает, подвергать турбину апгрейду или нет. Получить дополнительную информацию можно, связавшись с консультантами по телефону. Консультации даются бесплатно. Полученная информация наверняка окажется полезной.
Далеко не все обладатели авто с трубокомпрессорами знают, что производители таких машин в инструкции к ТС обращают внимание на то, что после высоких нагрузок на мотор, его нельзя сразу отключать. Нужно подождать несколько минут, чтобы нормализовать температуру в системе. Если этого не делать, то, по словам специалистов, можно столкнуться с серьезными неисправностями и в итоге потратить немало денег на ремонт
Если этого не делать, то, по словам специалистов, можно столкнуться с серьезными неисправностями и в итоге потратить немало денег на ремонт.
Но, так сложилось, что строго следовать рекомендациям никто не любит, поэтому автовладельцы начали повально устанавливать в машины турботаймеры. Действительно ли такие дополнительные модули так необходимы и их нужно устанавливать на все машины с турбиновыми двигателями?
Уровень и качество масло
Первое, за чем должен постоянно следить водитель, который управляет автомобилем с турбированным двигателем, это уровень и качество масла. Дело в том, что даже минимальный момент масляного голодания может привести к непоправимым последствиям для турбины и двигателя в целом.
Обратите внимание
Масло в турбированном двигателе должно постоянно смазывать подшипники и другие компоненты турбины. При малом количестве масла они практически моментально изнашиваются и выходят из строя.
При этом важно не только достаточное количество масла, но и его качество
При эксплуатации турбированного двигателя рекомендуется заливать именно то масло, которое рекомендует производитель, избегая более дешевых аналогов
При этом важно не только достаточное количество масла, но и его качество. При эксплуатации турбированного двигателя рекомендуется заливать именно то масло, которое рекомендует производитель, избегая более дешевых аналогов
Следует обратить внимание и на то, что масло для турбированного двигателя отличается от масла для обычного мотора по характеристикам. Это связано с тем, что наличие турбины в моторе приводит к более высокой температуре, до которого разогревается масло
Соответственно, оно не должно терять свои свойства при высоких температурах.
Важно
Не рекомендуется в автомобиль с турбированным двигателем заливать разные сорта масла, стремясь “долить” смазочные материалы до нужного уровня.
Помните о повышенных требованиях дизеля к маслу
Эксплуатация масла проводится в более тяжелых условиях, под воздействием больших нагрузок и более высоких температур, чем в атмосферном силовом агрегате. Отсюда рекомендации:
- использовать «обычные» масла для спецтехники запрещено;
- не запрещено, но не рекомендуется смешивать жидкости с различным уровнем вязкости. Не доливайте в мотор, например, масло 10w-40, если там находится смазка 5w-30.
Качество рабочей жидкости должно быть высоким. Экономия недопустима.
Важно! «Низкосортное» масло может вывести «чувствительный» дизель из строя уже через 15-20 тыс. км пути
К качеству масляных фильтров также предъявляются самые суровые требования.
Как запускать и останавливать машину с турбодвигателем?
Перед запуском в холодное время года движок нужно хоть немного провернуть. И только потом, окончательно заведенному, предоставить возможность поработать в холостую. Это необходимо для запуска циркуляции масла и во избежание появления перегрузок в двигателе.
Перед тем как выключить мотор после интенсивной работы турбонаддува, позвольте ему немного охладиться на холостых оборотах. Установлено, что при больших нагрузках, когда мотор работает на высоких оборотах – температура внутри турбины также огромна. Поэтому, быстрое прекращение работы мотора в этом случае создаст теплоперепад, который не лучшим образом скажется как на ресурсе турбины, так и самом турбодвигателе в целом.
Благодаря турбине у турбинного мотора количество лошадиных сил и мощностей намного больше, чем у простых двигателей. Соответственно изнашивание механизмов мотора и прочих деталей также происходит намного быстрее. Но при надлежащем уходе агрегат легко преодолеет свои сто пятьдесят тысяч км.
Турботаймер и циркуляционные насосы
Штатно же турботаймеры не устанавливают даже на автомобили с заряженными двигателями. И не потому, что проблема куда-то пропала — принципиально в ДВС ничего не поменялось. Да, изменились и стали более совершенными конструкции, материалы и смазки, но перегрева турбокомпрессоры по-прежнему не любят. Может, автопроизводители применяют иные средства защиты турбокомпрессоров от перегрева?
Некоторые компании (в частности, Porsche, Volkswagen, Skoda, Jaguar) на многие модели с турбонаддувом устанавливают электрические циркуляционные насосы, которые при необходимости подают к турбокомпрессору охлаждающую жидкость. В том числе и после остановки двигателя — антифриз некоторое время циркулирует через агрегат, препятствуя его перегреву. Напоминает аналогичный режим работы электровентиляторов системы охлаждения, реализованный на большинстве современных автомобилей. Мотор выключен, а вентилятор продолжает крутиться. Понятно, что в этом случае в турботаймере нет необходимости.
Многие автопроизводители перекладывают функцию интеллектуального турботаймера на водителя! В большинстве инструкций отмечено, что после эксплуатации автомобиля в режимах, близких к предельно допустимым, рекомендуется перед выключением мотора дать ему поработать без нагрузки в течение нескольких минут. То есть советы остались теми же, что и десятилетия назад.
В прошлом году из 25 самых продаваемых в России моделей турбокомпрессорами были оснащены пять. При этом дополнительный электрический насос, охлаждающий турбокомпрессор, используют в трех моделях — это Skoda Kodiaq, Skoda Octavia A7 и VW Tiguan. Выходит, большинство производителей сравнительно доступных автомобилей не заморачивается подобными проблемами. Логика проста: удорожания не происходит, а гарантийный срок автомобиль, скорее всего, и так выходит. Что дальше — забота владельца.
Как работает турбина
Турбина состоит из двух частей:
- Холодная – всасывает и раскручивает впускной воздух,
- Горячая – раскручивается воздух посредством движения выхлопных газов.
В турбине установлен картридж с лопастями, которые от движения воздуха раскручиваются вплоть до 150 000 оборотов в минуту, создавая давление. Вращаются лопасти на подшипниках, а за смазывание и охлаждение отвечает подача масла с двигателя.
Так как при резком повышении давления воздух сильно нагревается, был изобретен интеркуллер, охлаждающий воздух до нужной температуры.
Во впускной магистрали установлен клапан, отвечающий за сброс избыточного давления впускного воздуха (Blow off), а также вестгейт, ограничивающий количество отработанных газов, попадающих в турбину, что позволяет избежать резкого роста повышения оборотов крыльчатки (простыми словами-ограничитель).
Работа турбины крайне проста: в горячую часть турбины попадают отработанные газы и раскручивают крыльчатку. В холодной части раскрученная крыльчатка всасывает большое количество воздуха, который проходит через интеркулер, и в охлажденном состоянии попадает в цилиндры. После того, как отработанные газы раскрутили турбину, они идут далее по выпускной магистрали.
Придерживайтесь в движении средних оборотов
Правила бережной эксплуатации автомобиля с дизельным двигателем включают в себя пункт о поездках на средних оборотах. Основные рекомендации:
- дизели спецтехники – низкооборотистые. «Раскручивая» их свыше 3,5-4 тыс. об/мин, вы вызываете усиленный износ кривошипно-шатунной и цилиндро-поршневой систем;
- оптимальный средний диапазон оборотов (точный зависит от модели силовой установки) – 1,6-3,2 тыс. об/мин;
- пару раз в неделю «гоняйте» турбину двигателя на максимальных оборотах. Таким способом вы активируете процесс чистки системы наддува турбокомпрессора.
Привычка ездить на высоких оборотах рано или поздно приведёт («перекручивание» турбины) к поломке мотора. Однако низкие обороты также вредны для агрегата, несмотря на его «низкооборотистость».
Помните о повышенных требованиях дизеля к маслу
Эксплуатация масла проводится в более тяжелых условиях, под воздействием больших нагрузок и более высоких температур, чем в атмосферном силовом агрегате. Отсюда рекомендации:
- использовать «обычные» масла для спецтехники запрещено;
- не запрещено, но не рекомендуется смешивать жидкости с различным уровнем вязкости. Не доливайте в мотор, например, масло 10w-40, если там находится смазка 5w-30.
Качество рабочей жидкости должно быть высоким. Экономия недопустима.
Важно! «Низкосортное» масло может вывести «чувствительный» дизель из строя уже через 15-20 тыс. км пути
К качеству масляных фильтров также предъявляются самые суровые требования.
О турбине
Турбонаддув бывает двух видов: низкого и высокого давления. Первый тип турбины применяется для более качественного смешивания топлива за счет создания турбулентных воздушных потоков в моторах.
Но наиболее эффективным считается турбированный двигатель высокого давления. В сравнении с «атмосферными» моторами того же объема подобные агрегаты развивают примерно в 1,5 раза больше мощности.
Некоторые производители и владельцы устанавливают на автомобили сразу 2 турбины, в результате чего получили малолитражные моторы, способный составить конкуренцию силовым установкам гораздо большего объема.
Рейтинг надежности у турбореактивных двигателей ниже, так как они имеют довольно сложную конструкцию.
В частности, их конструкция дополняется следующими элементами:
- Клапан, предназначенный для устранения избыточного давления, которое способно повредить мотор.
- Интеркулер. Устройство используется для охлаждения воздуха, нагреваемого, когда обороты турбины достигли высокой отметки.
Основные неисправности — признаки и причины
Сразу стоит оговориться, что основная причина поломок — это несвоевременное техническое обслуживание агрегата, его рекомендуется проводить минимум один раз в год. Следующая причина — низкое качество масла, либо его несвоевременная замена. Третья — попадание в устройство посторонних предметов (например, мелких камушков). Наконец, четвёртая — банальный износ отдельных компонентов турбины, ведь у каждого оборудования есть свой срок эксплуатации. Теперь опишем признаки, которые могут говорить о неисправности.
Чёрный дым из выхлопной трубы. Топливо сгорает в интеркулере или нагнетающей магистрали. Скорее всего — неисправность системы управления.
Сизый дым. Возможно, из-за нарушения герметизации турбины масло просачивается в камеру сгорания.
Белый дым. Сливной маслопровод загрязнился, потребуется его чистка.
Повышенный расход топлива. Воздух не доходит до компрессора.
Увеличен расход масла. Нужно проверить стыки патрубков — возможно, нарушена герметичность.
Уменьшение динамики разгона. Скорее всего вышла из строя система управления, из-за чего возник недостаток кислорода.
Посторонний свист, скрежет или шумы. Это может быть изменение зазора ротора, дефект в корпусе, утечка воздуха между двигателем и турбиной, либо загрязнение маслопровода.
Всегда нужно соблюдать правила эксплуатации агрегата — это снизит вероятность появления поломки и продлит срок службы устройства. Следует придерживаться нескольких простых правил:
- следите за качеством топлива и масла;
- не забывайте вовремя менять масло и фильтры;
- начинайте движение только после того, как движок прогреется;
- после прекращения движения нужно дать мотору поработать на холостых, а не сразу его выключать.
И, конечно же, следует регулярно проходить ТО.
Вариантов несколько. Вот наиболее безопасный из всех:
Последствия ЧП: пробитая оборвавшимся шатуном стенка блока
Как правильно заглушить дизельный двигатель автомобиля
Бензиновые и дизельные моторы отличаются способами глушения, причем кардинально. Для остановки первых достаточно повернуть ключ в замке зажигания, что и делают все водители. А вот с дизелем все иначе.
Правильно остановить работу двигателя означает прекратить подачу топлива. Заглушить дизель легковушки можно по аналогии с бензиновым – повернуть до конца ключ в замке зажигания. Срабатывает электрический клапан, и в мотор перестает поступать солярка. С грузовиками, тракторами и автобусами все немного иначе. Там на специальном рычаге есть кнопка, которую надо нажать. Иногда она находится прямо в полу, рядом с педалями управления либо на приборной доске. Удерживая кнопку в нажатом положении, необходимо дождаться блокировки подачи топлива. После этого можно глушить двигатель.
Опытные водители советуют: если неожиданно возникла необходимость сбавить скорость и остановиться, то правильно будет заглушить мотор, не пользуясь педалью сцепления. Это уменьшит нагрузку на двигатель. Метод работает только на грузовиках и автобусах, на других автомобилях с механическим приводом такая остановка силового агрегата может привести к выходу из строя системы питания.
Масло должно двигаться
Дело в том, что турбина под нагрузкой нагревается до высоких температур, приближающихся к тысяче градусов. Она требует охлаждения. Однако при резком выключении мотора система охлаждения перестает столь же эффективно отводить тепло. Помпа на некоторых моделях продолжает прокачивать жидкость даже после выключения мотора, но вот масляный насос останавливается. А циркулирующее масло — тоже одно из условий для отвода тепла.
Когда смазывающая жидкость застаивается после выключения силового агрегата, она прижигается и запекается в местах локальных перегревов. Образуется твердый налет, препятствующий работе турбины.
Перегрев также вреден и для автоматической коробки передач, масляный насос которой тоже должен прокачивать масло до тех пор, пока перегрев не будет снят.
Второй вариант
-
Двигатель с системой турбонаддува категорически не рекомендуется глушить сразу после остановки. Причем это требование обязательно для водителей и дизеля, и автомобиля на бензиновом топливе, независимо от режима эксплуатации ДВС. Невыполнение данного правила ведет к локальным перегревам мотора, сокращает срок эксплуатации турбокомпрессора вплоть до выхода из строя.
Турбина сильно разогревается благодаря высокой температуре выхлопных газов, за счет которых она вращается. Когда приходится резко глушить двигатель, турбокомпрессор остается горячим. Подача моторного масла, необходимого для смазки и охлаждения подшипников турбины, при этом полностью прекращается. За счет инерции турбокомпрессор останавливается не сразу, а проворачивает вал еще несколько раз практически «на сухую». Температура и так горячей турбины становится еще выше, что приводит к коксованию остатков масла и повышенному износу механических частей турбонагнетателя.
Подобной проблемы не возникнет, если турбомотор заглушить правильно: не сразу после остановки машины, а дать ему поработать на холостом ходу 1-3 минуты. Температура и мощность струи выхлопных газов резко уменьшатся, соответственно, снизится температура корпуса турбины.
Старый автомобиль, в активе которого большой пробег, требует к себе особого подхода, независимо от того, на механике работает он или имеет иной формат. Всё объясняется изношенностью (порой солидной) многих его узлов и деталей, что неизбежно происходит с течением времени. Это усугубляется, естественно, тем, насколько эффективно управляет им водитель, бережёт ли его на сложных дорогах и в тяжёлых условиях. Поэтому специалисты рекомендуют после продолжительной поездки дать мотору 2-3 минуты отдыха – работой в холостом режиме. Особенно это касается двигателей дизельного турбированного типа.
- возрастающая серьезная поломка мотора;
- двигатель может не заглохнуть, поскольку неисправность может крыться в ТНВД или форсунках. Ждать, пока израсходуется топливо в баке, – вариант пропащий. В таком случае стоит незамедлительно звонить по телефону 112 в экстренную службу и объяснить ситуацию. Бригада пожарных не помешает.
фото: Zach Pumphery / flickr.com
Губительное явление может происходить со всеми дизелями
Итог
Если автомобиль простоял длительный промежуток времени, то перед началом эксплуатации следует:
- Долить или заменить топливо в баке.
- Произвести замену масла.
- Зарядить или заменить аккумуляторную батарею.
- Осмотреть шланги и уплотнители.
- Посмотреть пространство под машиной на предмет течей масла, топлива и тд.
- Произвести замену тормозной жидкости.
- Осмотреть тормозные колодки.
- Проверить свечи зажигания.
- Проверить давления в шинах.
Длительный простой автомобиля в 90 процентах не проходит без последствий, если не сразу, то через какой—то промежуток времени они дадут о себе знать. Что бы снизить вероятность их появления машину, находящуюся на длительные стоянки следует периодически прогревать и ездить на ней 10—15 минут.
Чтобы не получить «ржавое корыто» вместо своего автомобиля после длительной стоянки, его необходимо как следует подготовить. В идеале при подготовке машины к длительному простою необходимо произвести ее консервацию:
- С двигателя необходимо слить старое масло и в каждый из цилиндров залить по 70 грамм свежего.
- Заткнуть выхлопную трубу (хорошо для этого подходит промасленная ветошь).
- В систему охлаждения необходимо залить качественную охлаждающую жидкость.
- Заполнить топливный бак на 75 процентов качественным топливом.
- Снять аккумуляторную батарею (ее лучше хранить в тепле).
Помимо всех вышеперечисленных дефектов возникающих у автомобиля при длительной стоянке, также может начаться коррозия кузова, топливного бака, цилиндров, клапанов и многого другого.