Что такое докатка и зачем она нужна
Автомобильное колесо с надетой резиной — это достаточно большая и тяжелая конструкция, которая занимает немало места. Тем не менее, в большинстве современных автомобилей предусматривается отдельная ниша для хранения такого колеса: в багажнике, под днищем, на задней двери, в подкапотном пространстве и так далее. Но не все водители хотят возить с собой полноразмерное большое колесо на случай пробоя покрышки, и для них придумали докатки.
Докатка — это облегченная версия колеса для автомобиля. Она получила такое название, поскольку служит только для того, чтобы водитель мог добраться до ближайшего шиномонтажа и установить новую полноценную покрышку.
Рекомендуем прочитать: Как поменять колесо самостоятельно
Докатка имеет похожую на обычное колесо конструкцию, но с одним существенным нюансом. Диск докатки изготавливается из стали, и он значительно меньше, чем диск полноразмерной покрышки. Соответственно, и ширина резины, надетой на докатку, значительно меньше.
Обратите внимание: Чаще всего докатка — это бюджетное решение, поскольку не предполагается долгая эксплуатация такого колеса. Соответственно, производители стараются максимально удешевить производство докаток, и они имеют резину не лучшего качества, а вместе с тем и максимально простой рисунок протектора
Докатка устанавливается на место поврежденного колеса, чтобы добраться до сервисного центра (шиномонтажа) и выполнить необходимые работы по ремонту или замене покрышки
Есть ряд моментов, на которые нужно обращать внимание после установки докатки на автомобиль:
Если на вашем автомобиле установлена докатка, рекомендуется продолжать движение с включенной аварийной сигнализацией и только по правой крайней полосе;
Докатка не выдерживает высоких скоростей, поэтому не следует разгоняться выше 60 км/ч;
Давление в покрышке-докатке должно быть выше, чем в других шинах, иначе колесо, которое имеет меньшую ширину, просто не выдержит нагрузку;
Автомобилем с установленной докаткой значительно сложнее управлять, чем машиной на четырех полноценных покрышках
Поэтому двигаться следует с особой осторожностью;
Докатку нельзя устанавливать на ведущую ось. Если повреждена покрышка на ведущей оси, потребуется переставить на ее место одно из полноценных сохранившихся колес с другой оси, а докатку поставить на не ведущую ось.
Докатка автомобиля
Что такое докатка на «Дастер» или другую марку авто? Автовладельцы, которые первый раз столкнулись с таким автоколесом, интересуются, что это, в чем отличия от стандартной шины и каковы особенности применения.
Один из вариантов докатки
Докатка — это запаска, но более маленькая. Необходима для временной смены поврежденного автоколеса. Для продолжительного эксплуатирования колесо-докатка не предназначается. Колесо необходимо, чтобы доехать («докатиться») до шиномонтажки.
Обычно диск такого автоколеса очень яркий или на него нанесены контрастные полосы.
На заметку.
Различия между обычным автоколесом и докаткой имеются
Естественно, водитель внешне сразу заметит, в чем отличие от запасного колеса, но важно понимать, что разница касается не только в типоразмерах, но и их теххарактеристиках.. Ниже представлены критерии, по которым докатка отличается от традиционного автоколеса:
Ниже представлены критерии, по которым докатка отличается от традиционного автоколеса:
- Масса. Маленькое колесо, без сомнений, имеет меньший вес, чем стандартная шина.
- Типоразмеры. Размер докатки значительно меньше параметров стандартной шины, потому что его диск и резина уже, чем у традиционной запаски.
- Цена. Металл и резина, из которых создается стандартное автоколесо, которое рассчитано на долговечное эксплуатирование, имеет более высокое качество. Тогда как производство докатки обойдется изготовителю значительно дешевле из-за применения обычной стали.
- Прочность. Традиционная резина предназначается для постоянного применения, поэтому она наиболее надежная, чем докатка, которая только помогает доехать авто до автосервиса.
- Качество изготовления. За счёт применения материалов с низким качеством протекторный рисунок докаточного колеса изнашивается оперативнее.
Вопросом, как выбрать докаточное колесо на машину, задаются те водители, которым нужно освободить место в багажнике, а также сократить расход бензина, благодаря малой массе докатки.
Эксперты предупреждают, что держать ориентир при выборе мини-запаски необходимо на ее типоразмеры.
Расцветка запасного колеса
Когда «бублик» доставляется изготовителем автотранспортного средства в комплекте с машиной, то он обычно имеет тот же диаметр, как и у прочих автоколес. То есть, думая, как выбрать мини-запаску по типоразмеру, владельцы авто должны сориентироваться на типоразмер родных шин. При этом можно выбрать изделие с малым несоответствием в диаметре, но не более чем на 1 дюйм.
На заметку!
Если на машине смонтированы шины, например, типоразмером р15 165 на 105, то докатку с типоразмером R13 уже нельзя устанавливать, следует купить радиус 14. Также подбирается докатка R16 и R17. Какой размер подойдет, подскажет консультант специализированного магазина.
Докатка или запасное колесо: что лучше, плюсы и минусы
У докатки есть свои плюсы в сравнении с полноценной запаской, но вместе с тем есть и минусы. Сначала разберемся в ключевых отличиях докатки от полноразмерного колеса:
- Меньшие размеры. Такие колеса значительно уже и могут быть меньше по диаметру, чем полноразмерная запаска;
- Меньшая масса. Из-за меньших размеров докатка меньше по массе;
- Низкая стоимость. Докатка стоит значительно меньше, чем полноценное полноразмерное колесо с резиной. Связано это с тем, что на докатку тратится меньше материалов, а сами материалы довольно низкого качества;
- Низкая надежность. Из-за низкого качества материалов и особенностей конструкции докатка менее надежна, чем полноразмерное колесо.
К плюсам докатки, относительно полноразмерной запаски, можно отнести:
Малые габариты и вес. Докатка занимает мало места в багажнике (отсеке для хранения запаски). Соответственно, оставшееся пространство может быть использовано водителем для хранения чего-то другого. Из-за малого веса докатки, хоть и незначительно, но снижается общий вес автомобиля, а вместе с тем повышаются его динамические характеристики и уменьшается расход топлива;
Простота восстановления. Если при использовании докатка получит пробой, ее проще восстановить — разбортировать и собрать;
Простота установки. Благодаря малому весу, докатку проще установить, чем полноразмерное колесо
На важно учесть тот момент, что если повреждена покрышка на ведущей оси, потребуется выполнять дополнительные манипуляции при замене колес, поскольку докатку нельзя установить на ведущую ось.
Минусы докатки, в сравнении с полноразмерной запаской:
- Повышенная опасность при движении. Из-за малого пятна контакта докатки с дорожным полотном, снижается в целом управляемость автомобиля, а также эффективность тормозной системы;
- Хрупкость. Поскольку диск докатки выполняется из не самых качественных материалов, он может повредиться при движении по неровностям;
- Недолговечность. Дешевые материалы для покрышки стираются на докатке значительно быстрее, чем стандартная резина;
- Повреждение подвески и трансмиссии. Из-за возникающей разницы угловых скоростей происходит негативное воздействие на элементы подвески и дифференциал;
- Сбой в работе электроники. Электронные системы современных автомобилей не всегда корректно обрабатывают установку на место одного из колеса докатки, из-за чего могут сбоить.
Если автомобиль небольшой, и у него не предусмотрено специальное место для хранения полноценной запаски, хорошим выбором станет докатка. В остальных случаях лучше отдать предпочтение полноразмерному запасному колесу.
(145 голос., средний: 4,52 из 5)
Что такое докатка или запасное колесо
Докатка — это небольшое запасное колесо, которое устанавливается на месте колеса с проколотой шиной в условиях, когда возможность отремонтировать шину отсутствует и нужно докатиться до ближайшей шиномонтажки или своего гаража. Докатка не предназначена для длительного пользования. Максимальная скорость, с которой можно ехать на докатке, — 80 км/ч.
Идея иметь запасное колесо на случай прокола шины пришла еще во времена первых автомобилей. В то далекое время автомобили ездили по тем же дорогам, по которым ездили конные повозки. На дорогах было очень много гвоздей от лошадиных подков. Прокол шины было самым обычным делом. Ремонт шины у дороги было обыденным зрелищем. Первую запаску установили на автомобиль «Рамблерс». Вскоре идея иметь запасное колесо стало очень популярной. Все производители автомобилей стали устанавливать на машины по два и более запасных колеса. Их устанавливали сбоку автомобиля или позади него. Во время Второй мировой войны многие страны запретили производство запасных колес, так как существовал дефицит резины.
В наше время производители автомобилей устанавливают запасные колеса разных размеров. Полноразмерная и равноценная колесу запаска совпадает по размеру с колесом автомобиля. То есть, машина оборудована не четырьмя, а пятью колесами, одно из которых запасное. Такие запаски требуют большого места для хранения. Время от времени рекомендуется делать ротацию колес, чтобы резина на запаске не состарилась со временем и чтобы износ всех шин был равномерным. Все меньше и меньше современных машин оборудованы равнозначной запаской.
Некоторые автомобили снабжены полноразмерной запаской временного характера. Данный тип запаски имеет тот же размер, что и колесо, но представляет из себя облегченную конструкцию, которая экономит расход топлива за счет более низкого веса и легко устанавливается при заменен колеса. Так как это временное колесо, то его нельзя использовать длительное время.
Компактные запаски, или докатки короче и уже, чем обычные колеса, а также намного легче по весу. Так как они меньше по размеру, то докатки имеют более высокое давление внутри колеса. Докатки делаются под конкретную модель автомобиля, поэтому бесполезно и даже опасно брать докатку с автомобиля другой марки и даже модели.
В наше время, когда размеры машин уменьшились, уменьшился и размер запасного колеса. Большинство современных запасных колес, или докаток, меньше по размеру, чем обычные колеса. Они предназначены для временного, краткосрочного пользования на короткие дистанции.
Складывающиеся запаски использовались лет пятнадцать назад. Сегодня они редко используются из-за неудобства в установке и пользовании такого рода запаской. Они очень компактные, но требуют надува колеса после установки при помощи воздушного насоса или баллончика со сжатым газом.
После установки докатки изучите правила управления автомобиля с запасным колесом. Обычно рекомендации даны в книжке инструкций к вашему автомобилю. Знайте, что управлять автомобилем с запаской сложнее, поэтому будьте осторожнее на дороге. Раз в месяц проверяйте давление в запаске. Оно должно соответствовать давлению, рекомендуемому производителем. Ведь нет ничего обиднее на дороге, чем сдутая докатка при сдутом колесе.
Особенности управления и передвижения на аварийном колесе
Независимо от того, используется оригинальная докатка или аналогичное аварийное колесо, установка этого элемента сразу же скажется на управляемости машины в худшую сторону. По этой причине данный вариант не рекомендуется использовать неопытным автомобилистам.
О недостатках ремколеса мы уже поговорили. Вот как водитель должен управлять транспортным средством, если на нем стоит докаточный элемент:
- Дистанцию в потоке нужно увеличить. Причина тому – увеличенный тормозной путь, если резко нажать на тормоза.
- На нестабильном дорожном покрытии скорость нужно снизить до минимума, так как у узкой покрышки и так небольшое контактное пятно, которое уменьшается с появлением влаги, снега или песка.
- При прохождении поворотов скорость тоже нужно снижать заранее, а руль поворачивать максимально плавно. Если ремколесо стоит на поворотной оси, на высокой скорости будет наблюдаться недостаточная поворачиваемость или снос (что это такое, читайте в другом обзоре). В случае с задним приводом машина будет страдать от избыточной поворачиваемости или заноса.
- На каждом ремколесе указывается максимальный предел скорости, с которой можно ехать. Обычно это планка в 60-80 километров/час, но ради безопасности не стоит разгоняться больше 50км/ч.
- Резкие маневры на авто с докаткой категорически запрещены.
- После установки колеса на ось следует перепроверить давление в нем, даже если эта процедура выполнялась недавно.
- Обычно протектор остается пригодным на протяжении двух тысяч километров пробега. По этой причине, чтобы не тратиться на новое ремколесо, лучше максимально сократить дистанцию на таком элементе.
- Одноразово на докатке можно преодолеть не более ста километров, если нет желания впоследствии ремонтировать машину.
Ремкомплект
Шинный ремкомплект может быть чрезвычайно насыщен, но на деле нередко бесполезен. Сильный боковой порез он не вылечит. Обнаружить небольшой прокол в полевых условиях не всегда простая задача. И многие ли возьмутся латать дыру, скажем, под дождем или на морозе? Шинный ремкомплект может быть чрезвычайно насыщен, но на деле нередко бесполезен. Сильный боковой порез он не вылечит. Обнаружить небольшой прокол в полевых условиях не всегда простая задача. И многие ли возьмутся латать дыру, скажем, под дождем или на морозе?
Ремкомплект вместо запаски становится вполне распространенной опцией и потихоньку перебирается из премиум-сегмента на более простые машины. Хотя ковыряться с ремонтом колеса в нашей специфичной стране, где подчас и обочины-то нет, занятие на тонкого ценителя. Впрочем, владельца Kia Rio по-любому проще представить с «затычкой» и клеем в руках, чем водителя Porsche или Cadillac.
Технология «Run Flat» (дословно — «бежать на спущенном») до бюджетных машин если и доберется, то очень нескоро. Шины с усиленными боковинами и бортовым кольцом, не дающим спущенной шине сползти с диска, — вещь сама по себе хорошая. Они менее подвержены повреждениям в принципе, а с проколом вполне выдержат сотню километров. Для чего и придуманы.
Кому больше, горнику или дорожнику?
Нельзя определенно сказать, что существует единая норма накачки колес велосипеда. Определение правильного давления шин происходит в зависимости от различных факторов, например от веса велосипедиста, а так же от типа велосипеда, типа велосипедной покрышки, ее сечения и дюйма, а так же множество прочих факторов. Для всех этих параметров существует определенный диапазон давлений, который каждый велосипедист может обнаружить на боковой стенке велосипедной шины. Маркировка велосипедной шины, пятизначное число на боковой грани, говорит нам о следующих параметрах велорезины. Первые две цифры скажут вам о ширине шины (три последующие показывают ширину шины в миллиметрах). Банальные необоснованные доводы на тему, какое давление в колесах велосипеда должно быть в том или ином велосипеде развеиваются ниже приведенными фактами
Дорожный
Стоит рассмотреть нормы давления шин для каждого стиля катания. Общеизвестно, что нормальной ездой на дорожном велосипеде считается езда при колесах с давлением 6,46 – 9,18 атмосфер. Совсем другая ситуация с шинами горного велосипеда.
Горный
Давление в шинах горного велосипеда должно находиться в диапазоне от 2.38 до 4,08 атмосфер. Меньшее количество атмосфер у горного велосипеда обусловлено большим объемом воздуха в камере, что в свою очередь влияет и на меньшую потерю давления в шинах. В горных велосипедах потеря давления происходит в меньшей степени, нежели у дорожного велосипеда, по причине опять-таки большего объема воздуха. Покрышки горного велосипеда не так требовательны к перепроверке давления. Проверять давление шин горного велосипеда достаточно один раз в неделю, чего не скажешь о дорожном велосипеде, давление шин которого нужно проверять ежедневно.
Если вы направились на «покатушки» по бездорожью, то в таком случае оптимальным будет давление в диапазоне от 2.38 до 3,26 атмосфер
Такое давление обеспечивает хорошее сцепление с поверхностью, что очень важно при езде по бездорожью, т.к. хорошее сцепление шины уменьшает вероятность падения с велосипеда. Поэтому настоятельно не рекомендуется перекачивать шину, если вы нацелены проехать длительный участок бездорожья
Но не стоит забывать и о возможных последствиях при недостаточно накачанной шине (к примеру давление в 2,17 атмосфер. При таком давлении шины, элементарное столкновение с камнем чревато пробитием камеры, а так же повреждением обода колеса велосипеда
Поэтому настоятельно не рекомендуется перекачивать шину, если вы нацелены проехать длительный участок бездорожья. Но не стоит забывать и о возможных последствиях при недостаточно накачанной шине (к примеру давление в 2,17 атмосфер. При таком давлении шины, элементарное столкновение с камнем чревато пробитием камеры, а так же повреждением обода колеса велосипеда.
Докатка или стандартная запаска: отличия, преимущества и недостатки каждого из вариантов
Определится, что лучше возить в машине на случай повреждения покрышки, докатку или колесо стандартной конфигурации, поможет детальный разбор, чем отличается шинная продукция? Отличия заключаются не только в визуальном аспекте, но и в технических параметрах товаров, предопределяющих их эксплуатационные и преимущественные стороны.
Запасные устройства отличаются по следующим критериям:
- Явная, визуальная разница продукции заключается в несоответствии габаритов. Для возможности доехать до ближайшего шиномонтажного пункта, достаточно, чтобы запаска не отличалась от штатных колёс по диаметральному размеру: толщина покрышки и диска временного приспособления имеет меньшие размеры.
- Второй параметр, отличающий запаску от докатки, предопределяется весом конструкций. Последняя, за счёт уменьшенного размера и упрощённой конфигурации, является более лёгкой.
- Рознится колёсная продукция и по ценовой политике: запаска стандартизированного класса предназначена для продолжительной эксплуатации, потому изготавливается из высококачественных материалов, с соблюдением процессуальных норм, соответствующих современным технологическим требованиям, что обуславливает высокую стоимость товара. Эксплуатация докатки предусматривается только в экстренных ситуациях, продукция рассчитана на незначительный пробег, потому изготавливается из более дешёвых материалов, что обуславливает её итоговую, сравнительно невысокую стоимость.
- Отличается товар и по критерию надёжности: шины, предназначенные для регулярной эксплуатации, характеризуются фундаментальными преимуществами, влияющими на эксплуатационную безопасность продукции.
- Качественность производства докатки значительно ниже, особенно это отображается на износостойкости протектора, который рассчитан на небольшой километраж, быстро истирается.
По сравнению с колесом стандартной конфигурации докатка значительно уступает по качественным показателям и эксплуатационному ресурсу. Среди недостатков использования докаточной продукции водители выделяют следующие нюансы:
- Усложнение управления автомобилем, так как альтернативное приспособление имеет небольшую контактную поверхность с дорожным полотном, что отображается на динамике машины, её поведении на поворотах, тормозном пути в сторону увеличения.
- Высокую вероятность повреждения шины, за счёт низкого качества изготовления, на неровных, ухабистых участках пути.
- Негативное влияние на дифференциал и элементы подвески транспортного средства, за счёт огромной разницы угловых траекторий на скорости.
В качестве преимущественных сторон использования докатки, как временного решения проблемы с повреждённой покрышкой, выступает её ценовая доступность, компактность, которая позволяет экономить место в багажнике, лёгкость самостоятельного монтажа и позитивное влияние на расход топлива, в силу небольшого веса продукции.
Чем докатка отличается от запасного колеса?
Докатка – запасное колесо штатного или меньшего диаметра, но с «родным» посадочным отверстием на ступицу под крепеж. Обод диска докатки значительно уже штатного, так же как и шина, которой она комплектуется. В отличие от полноразмерного колеса, она не предназначена для длительной эксплуатации, но позволяет добраться своим ходом в шиномонтаж. При движении на докатке правилами вводятся ограничения скорости – не более 80 км/час. Пробег более 80 километров за один раз так же не рекомендован — дело в том, что узкая шина греется за счет увеличения удельной нагрузки на единицу площади. Длительное движение на докатке кроме ограничений по скорости еще и вносит ощутимый дискомфорт в управление автомобилем из-за изменившейся геометрии подвески.
Англичане считают, что запасное колесо изобрели Уолтер и Том Дэйвис из Уэльса в 1904 году. Их компания называлась Stepney. Этим словом до сих пор изредка называют запаску в бывших колониях
У автопроизводителей и владельцев автомобилей к этому типу запаски сложилось неоднозначное отношение. Одна и та же модель может оснащаться как полноразмерным колесом, так и докаткой (в основном, полноразмерным запасным колесом комплектуются автомобили, предназначенные для российского рынка). Неоспоримое преимущество докатки заключается в том, что она занимает значительно меньше места в багажнике. Как правило, докатку укладывают в нишу под фальшполом багажника, не уменьшая его объема. Этот тип запасного колеса особенно актуален в небольших автомобилях, например, гольф-класса, с низким клиренсом и расположенным под днищем топливным баком.
74-70-69
Запасное колесо является необходимым атрибутом каждой машины с момента ее создания. Разумеется, это можно понять, ведь в процессе эксплуатации автомобиля именно пробой колеса продолжает оставаться наиболее распространенной проблемой. В самом начале развития автомобилестроения, водители были вынуждены возить с собой даже две запаски, но со временем данная тенденция изменилась, поэтому сейчас в автомобиле имеется только одно запасное колесо. Правила дорожного движения гласят, что каждый авто обязан быть укомплектован всеми исправными колесами, в том числе и запасным. Это может значить только одно, после замены пробитого колеса на запаску, в принципе можно передвигаться дальше пока не пробьется еще одно колесо и даже кататься до тех пор, пока не сотрется до установленного предела рисунок протектора.
Проводить периодическую смену колес, в том числе и запасного, нужно по конкретно установленной схеме. Принято считать, что только в такой ситуации покрышки способны входить свой максимальный срок. Получается, что ездить на запаске можно много, но все же, вряд ли стоит. Если длительное время эксплуатировать запаску в качестве рабочего колеса, то на нем неизбежно произойдет изменение протектора, поэтому схема замены колес уже не сможет считаться такой же эффективной. Предпочтительнее доехать до самой ближайшей СТО и там отремонтировать пробитое колесо и там же установить его на место. Видимо с учетом хорошего состояния дорог в развитых странах, многие производители автомобилей решили, что перевозить в авто полнометражные запаски стало нерентабельно из-за больших размеров, в результате чего отнимается много свободного места, поэтому начали производить так называемые докатки или аварийные колеса. В отличие от полнометражного колеса, докатка является его упрощенным вариантом, так как получила намного меньшую ширину по сравнению с обычной покрышкой, но в ней значительно выше давление воздуха. Подобные преобразования не принесли ничего хорошего. Из-за уменьшения ширины протектора на колесе, значительно уменьшилась и площадь его контакта с дорожным полотном, ну а, учитывая повышенное давление воздуха, существенно увеличился риск пробоя такого колеса разными посторонними предметами. Данные факторы особенно актуальными являются в наших условиях, где порой на дорогах можно обнаружить даже больше мусора, нежели самого асфальта. Но даже если говорить о европейских дорогах, то при установке аварийного колеса передвигаться придется со скоростью не выше 80 км/ч, причем здесь дело даже не в существующем риске пробоя, а в том, что с докаткой на повышенных скоростях существенно снижается управляемость транспортного средства. Кроме этого существуют данные и о том, что из-за меньшего диаметра аварийного колеса по сравнению с обычным, дифференциал начинает неправильно работать, что приводит к сбоям в работе систем ESP, ABS и остальных систем, отвечающих за безопасность. Езда на докатке может привести к потребности вызова эвакуатора для доставки транспортного средства на автосервис. Именно поэтому такое колесо и называется аварийным, то есть оно не подходит для обычной езды и использовать его можно только чтобы добраться до ближайшего автосервиса. Вопрос о том, как долго можно передвигаться на запаске, является риторическим. Но в любом случае ответ один – ехать можно до ближайшего шиномонтажа.
Особенности использования докаток
Сегодня всё чаще используют докатки: компактные запасные колёса. Эти колёса не только легче, но и более короткие и узкие в сравнении с обычными. В связи с меньшими размерами, давление внутри докаток выше, чем у других колёс. К каждой конкретной марке автомобиля производятся свои специальные докатки. Использовать предназначенную для другого автомобиля докатку может быть довольно опасно.
В инструкции к автомобилю, как правило, описаны рекомендации по использованию докаток. Тем не менее, существуют общие правила, следуя которым, можно успешно доехать до пункта назначения.
Не следует забывать, что докатка не является полноценным колесом. Из-за уменьшённых размеров и отсутствия наполненной воздухом покрышки существенно увеличивается нагрузка на подвеску и дифференциал, что ведёт к возникновению серьёзных проблем. Во-первых, уменьшается площадь сцепления колеса с дорогой, следовательно – увеличивается тормозной путь и снижается управляемость, что особенно опасно в снег или дождь. Во-вторых, электронные системы контроля начинают работать неадекватно, принимая малый диаметр диска за проскальзывание. В-третьих, не следует забывать о невысокой прочности этого колеса, которое легко повредить на неровных дорогах.
Чем выше разница диаметров докатки и штатных колёс, тем ощутимее перечисленные проблемы. При разнице не более дюйма неудобства будут выражены в минимальной степени, что не делает, однако, докатку пригодной к долговременному использованию, поскольку глубина её протектора рассчитана на пробег длиной не более чем 6000 километров.
Если диаметры различаются более чем на три дюйма, электронные системы лучше отключить до начала движения, иначе не избежать постоянного блокирования колёс. Не стоит забывать и о соблюдении скоростного режима: скорость более 60 км/ч при расстоянии в 100 км может печально закончиться для автомобиля.
Чтобы свести негативные последствия к минимуму, докатку лучше ставить на тот мост, который не является ведущим. При этом нельзя забывать, что при установке на заднеприводной машине докатки на передний мост ухудшается способность машины поворачивать, поэтому перед каждым поворотом придётся до минимума сбрасывать скорость и очень плавно обращаться с рулём. Докатка на заднем мосту усложнит из-за более низкого сцепления старт машины и увеличит риск заносов.
В случае необходимости установки докатки в гололёд, при наличии хорошей зимней резины на штатных колёсах, специалисты рекомендуют ставить запасное колесо вперёд: зимняя шина второго рулевого колеса способна обеспечить достаточное сцепление.
На машинах с передним приводом докатка однозначно устанавливается назад, что позволяет спасти дифференциал и сохранить управляемость.
Неопытному водителю, плохо чувствующему автомобиль, лучше всего не рисковать и пользоваться полноценным колесом. А для всех остальных докатка, несмотря на все сложности, является вещью нужной и удобной. Компактные размеры позволяют легко разместить её в багажнике, а при необходимости захватить в дальнюю дорогу несколько докаток, увеличив защищённость от неприятных неожиданностей.
Докатка, или запаска: что лучше
Спор относительно того, что лучше – докатка или полноразмерное запасное колесо – относится к категории бесконечных. Однозначного ответа на этот вопрос нет, однако мы попробуем взвесить за и против каждого из вариантов, чтобы вы в любом случае чувствовали себя спокойно и без проблем добрались до ближайшего шиноионтажа.
Автовладельцы «старой закалки» неукоснительно следуют правилу – ни метра за пределы гаража или стоянки без полноразмерного запасного колеса. Несколько десятков лет назад, когда шиномонтажи не были распространены повсеместно, отсутствие запаски могло стать большой проблемой. Практика установки облегченной версии запасного колеса (докатки) появилась относительно недавно и сразу завоевала популярность благодаря экономии места в багажном отделении.
Как это часто бывает, когда дело касается принципиальных новшеств, дискуссии относительно их безопасности и практичности не утихают. Между тем в паре «докатка vs запаска» каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.
Докатка
«Малая форма» вызывает много споров и дискуссий. Такой прототип запаски не способен заменить полноценное колесо, но спасти в чрезвычайной ситуации сможет.
Главным полюсом принято считать небольшие размеры и вес. Но это далеко не весь список достоинств докатки. Она намного дешевле стандартных колёс, при езде не создаёт больших нагрузок, что способствует экономии топлива. Установить её на автомобиль проще простого, такой монтаж по силам каждому.
Среди недостатков: ухудшение управляемости, увеличение тормозного пути, хрупкость конструкции. Езда с ней негативно сказывается на работе автомобиля. Но к каждой модели есть чёткие указания, касающиеся дистанции и скорости езды (она ограничивается 60 км/час).
Запаска
Плюсы полноценного запасного колеса
- Полноценное запасное колесо позволяет не терять ездовые качества автомобиля в случае замены из-за прокола;
- Грязное пробитое колесо отлично займёт место запаски, не потеснив при этом ни пассажиров, ни груз;
- Ходимость комплекта колёс с полноценной запаской примерно на 25% больше, чем у других комплектов;
- На запасном колесе можно спокойно ездить вплоть до плановой замены шин.
Следует признать и минусы полноразмерного колеса, такие как: нагрузка на багажник, относительно высокая цена, а также трудоемкая установка.
«Докатка» vs полноразмерная запаска: нюансы выбора
Автовладельцы «старой закалки» неукоснительно следуют правилу – ни метра за пределы гаража или стоянки без полноразмерного запасного колеса. Несколько десятков лет назад, когда шиномонтажи не были распространены столь повсеместно, отсутствие «запаски» могло стать большой проблемой. Соответственно, комплектация автомобилей, в – основном, предусматривала ее наличие. Практика установки облегчённой версии запасного колеса (докатки) появилась относительно недавно, но практически сразу завоевала популярность, благодаря экономии ресурсов и места в багажном отделении.
Как это часто бывает, когда дело касается принципиальных новшеств, дискуссии относительно их безопасности и практичности не утихают. Между тем в паре «докатка vs запаска» каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Рекомендуем иметь это в виду, выбирая между стандартной и облегченной версией.
«Малая форма» – исключительно временная мера
«Докатка» отличается от основных колес как по внешнему виду, так и по функциональности. Строго говоря, это достаточно узкая шина, одетая на штампованный диск. Она значительно уступает полноразмерному колесу по ширине и диаметру. Её плюсы – небольшой вес; меньшие габариты, а значит, больше места багажнике; более быстрая и лёгкая установка на ось автомобиля. Но есть и минусы. В силу существенных различий по таким параметрам, как типоразмер, вес, давление в шине и рисунок протектора, при использовании «докатки» не желательно двигаться со скоростью, превышающей 60-80 км/ч. Кроме того, этот вариант запасного колеса категорически не рекомендуется устанавливать на переднюю ось большинства авто, за исключением лишь 4Х4 (с постоянным, не отключаемым полным приводом).
Комфорт движения, по понятным причинам, тоже оставляет желать лучшего. Так что преодолевать большие расстояния с «докаткой» не стоит. Ведь не факт, что её возможностей хватит, чтобы без приключений добраться до ближайшего автосервиса. Вместе с тем на привычном маршруте «дом – офис» такой вариант вполне приемлемый.
Нестареющая классика
Несмотря на стремительные изменения в мире авто, полноразмерное запасное колесо не сдает своих позиций. Следует признать его минусы: нагрузку на багажник, относительно высокую цену, а также трудоемкую установку. Но это единственный вариант запаски, который обеспечивает полноценную замену поврежденного колеса без ущерба для сцепления, скорости и комфорта вождения. Уточним, что в этом случае колёс у автомобиля по умолчанию пять (4 основных и одно для подстраховки в непредвиденных ситуациях), поэтому придется потратиться чуть больше. Ведь все пять колес должны быть как близнецы: одинаковые шины, диски аналогичной конструкции (штампованные или литые) и вес тоже одинаковый. В идеале желательно иметь два комплекта попять шин – летний и зимний. И конечно, зимние шины должны быть одного типа: или шипованные, или фрикционные. Если на «обутый» в шипованные шины автомобиль установить запасное колесо с нешипованной шиной (и наоборот), разница в сцеплении с дорогой даст о себе знать с первых же метров.
Из тех же «сцепных» соображений шина запасного колеса включается в цикл ротации. Известно, что для равномерного износа каждые 8-10 тыс. километров пробега шины нужно менять местами. Если исключить установленную на запаске шину из этого «круговорота», последствия всё те же – разница в сцеплении с дорогой, а значит, угроза благополучному завершению поездки.
Еще один момент: каким бы ни был ваш водительский стаж и опыт, после установки запасного колеса при первой возможности загляните на шиномонтаж. Пусть профессионалы проверят давление в шинах и затяжку колёсных болтов. Не лишне напомнить, что от этого напрямую зависит безопасность вождения и то, как долго прослужат шины. Качественные шины от проверенного производителя Nokian Tyres, при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании не один сезон будут верным спутником на дороге. В ассортименте Nokian Tyres представлены летние и зимние колеса с широкой линейкой типоразмеров. Дополнительным преимуществом, заслуживающим особого внимания, является Hakka-гарантия. В случае повреждения шины ее отремонтируют абсолютно бесплатно, а если ремонт невозможен – заменят на новую.
Более подробную информацию о компании NokianTyres и шинах Nokian можно найти на сайте: www.nokiantyres.ua, а новости – на корпоративных страницах: www.facebook.com/NokianTyresUkrainehttps://www.instagram.com/nokiantyresua/
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.